ЦВИНГЕР
ЦВИНГЕР – дворцовый ансамбль, находящийся в Альтштадте (Старом городе) Дрездена (Германия), яркий памятник немецкого барокко (1711–1722, арх. М.Д.Пёппельман), состоящий из изящных нарядных павильонов, объединенных галереями, и здания Дрезденской картинной галереи, построенной в стиле неоренессанса (начата в 1847 Г.Земпером, закончена придворным архитектором Крюгером к 1855).
Облик Цвингера.
Целый комплекс строений сгруппирован вокруг двора с фонтанами: прямые одноэтажные галереи сменяются дугообразными контурами ворот и павильонов. Южной границей Цвингера служат Прямые галереи и Коронные ворота, увенчанные королевской короной из золоченой меди, а северной – пристроенное в середине 19 в. здание Картинной галереи. С восточной и западной стороны композиция почти зеркально повторяется: Закругленные галереи в плане образуют подобие подковы, опирающейся на два небольших павильона.
По центру западной «подковы» расположился Павильон на валу. Два небольших павильона, соединенных с ним Закругленными галереями, называются Физико-математическим (по названию коллекции, которая в нем находится почти 300 лет) и Французским, так как на его верхнем этаже размещались картины французских мастеров. За Французским павильоном, примыкающим к Картинной галерее, находится знаменитый грот – Купальня нимф, попасть в который можно, пройдя через первый этаж Французского павильона.
Подобная композиция повторяется и на восточной стороне. В центре между обеими восточными Закругленными галереями расположен павильон, называемый Колокольным, так как по обе стороны часов, установленных в его среднем окне, висят белые колокола из мейсенского фарфора, бьющие каждый час.
Небольшой прямоугольный павильон, примыкающий к Картинной галерее на восточной стороне, называется Немецким, так как в его верхнем зале расположен отдел немецкой живописи. Подобный же павильон, стоящий перпендикулярно Прямой галерее, – это Павильон, в котором размещается Музей фарфора.
История создания Цвингера.
Цвингер строился около 20 лет при Августе II Сильном (August II Fryderyk Mocny), короле Польском (1697–1704 и 1709–1733) и курфюрсте Саксонском (Фридрих Август I, 1694–1733), и свой окончательный облик получил почти случайно. С самого начала для его строительства не создавалось четких планов, кроме того, несколько раз в процессе возведения зданий менялось назначение Цвингера: задумывался он как оранжерея, а в результате стал Королевским комплексом естественнонаучных музеев.
Резиденция саксонских курфюрстов – Дрезден начала 18 в. представлял собой мощную крепость звездчатой формы. Такие контуры возникли из-за того, что бастионы, сложенные из плит песчаника (самого красивого и дорогого материала страны), резко выдавались вперед. Там, где сейчас расположен Цвингер, находился бастион «Луна», а внутри его располагался сад Цвингер, название которого было связано с крепостью. В тогдашнем фортификационном деле – науке о строительстве укреплений – понятие «цвингер» означало место между двумя сходящимися под острым углом валами.
В 1709 Август Сильный дал распоряжение своим архитекторам построить на внутренней стороне цвингеровского вала оранжерею. Слово «оранжерея» (франц. оrangerie, от orange – апельсин) происходит от названия апельсиновых деревьев, но оранжереи предназначались и для других экзотических деревьев (лавров, лимонов).
Лимоны и апельсины на севере не вызревают, но даже недозрелые плоды ярко окрашены. В теплое время года растения в кадках выносили во двор и составляли из них целые аллеи, по которым прогуливались придворные как по волшебному саду.
Наряду с оранжереей, которой первоначально и был Цвингер, на противоположном берегу Эльбы был выстроен фарфоровый замок Августа Сильного, со специальными кабинетами, где хранились работы по лаку. От него сохранились до наших дней Японский дворец и величайшее в мире собрание фарфора, занимающее четвертую часть помещений Цвингера.
Экзотические деревья, лаки, фарфор – были данью моде на все восточное, появившейся при дворе французского короля Людовика XIV (1643–1715), а каждый из немецких князей воображал себя «королем-солнцем». Но в Германии дань моде сочеталась с научными интересами, яркий пример – упорные поиски и вторичное открытие в Саксонии тайны производства фарфора в начале 18 в. И.Бётгером и Э.Чирнгаузом (Чирнгаузеном). В 1710 в Мейсене возник первый в Германии фарфоровый завод.
Цвингеровская оранжерея – одна из первых оранжерей Германии, превзошла все, что существовало до нее в этом плане. Сохранился набросок, сделанный королем собственноручно, где он раскрывает свой замысел: там, где вал выдавался вперед, Август хотел построить три полукруглые, расположенные одна над другой террасы, на которых рядами должны были располагаться экзотические деревья. Впоследствии король утверждал, что Цвингер построен по его замыслу, однако то, что было создано, мало напоминает королевский набросок.
Король и архитектор М.Д.Пёппельман как будто состязались в изобретательности и, в конце – концов, вместо оранжереи возникло сооружение для празднеств и торжественных церемоний. Правда, для этого многим пришлось пожертвовать: снесли часть имевшихся строений и часть бастионов, защищавших город, углубили фарватер реки Эльбы, начиная от города Кёнигштайн, чтобы доставлять по ней из каменоломен мощные песчаниковые блоки для опор, колонн и монументальной скульптуры.
Когда архитектор М.Д.Пёппельман, сын купца из Херфорда в Вестфалии, возглавил строительство Цвингера, ему было 47 лет. До этого более 20 лет он прослужил при Дрезденском дворе и только в 1705 после смерти своего начальника был назначен архитектором земли Саксонии и смог наконец-то выступить с собственными планами.
Начиная с 1707 Пёппельман участвовал в строительстве Ташенбергского дворца, руины которого и сейчас находятся напротив Колокольного павильона.
Еще в 1709 архитектор предложил вместо террас построить две закругленные галереи – постоянные зимние помещения для деревьев. Закругленные галереи Пёппельман поставил на низкую террасу, связанную с садом лестницей, а на их крышах создал верхнюю террасу для променада. Окна галерей доходили до пола, перед каждым окном располагалась консоль, на которую в теплое время удобно было выносить цитрусовые деревья в тяжелых кадках.
Август Сильный послал Пёппельмана в Вену и Рим, чтобы он посмотрел, как надо строить дворцы и разбивать сады. Возвратившись в 1710, Пёппельман предлагает королю пристроить к Закругленным галереям два двухэтажных павильона, а перепад высоты между цвингеровским валом и садом использовать для сооружения каскадов и фонтанов – вода как стоячая, так и текучая приобретает в это время особую функцию в архитектуре. Так в Цвингере появился «водяной театр», позднее названный Купальней нимф. Архитектуру оживляла вода и прекрасные скульптуры, выполненные Балтазаром Пермозером вместе с помощниками.
В 1712 были закончены обе западные Закругленные галереи, а год спустя и оба угловых Павильона, Вслед за этим начали строиться обе южные галереи и Коронные ворота. При постройке Прямых галерей с Коронными воротами дрезденская крепость лишилась вала с оборонительными сооружениями и защитного рва (через него теперь был перекинут деревянный мост, который в случае нападения врагов можно было легко уничтожить).
Даже в 1715 все еще не было точных планов завершения Цвингера.
В 1715 Пёппельман был послан в Париж для изучения дворцовых сооружений и их интерьеров. В это же время архитектор решает проблему, над которой он бился несколько лет – оформление стыка между западными Закругленными галереями – Пёппельман запланировал здесь целое сооружение – Павильон на валу, который должен был увенчать собой всю архитектурную группу и выполнить несколько важных функций: в нем расположены входные двери в обе Закругленные галереи, лестницы, три фонтана, образующие грот, и небольшой парадный зал.
Павильон на валу был сооружен в 1716–1718, к этому времени завершается отделка Французского и Физико-математического павильонов, которыми заканчиваются западные Закругленные галереи.
Летом 1719 должна была состояться свадьба кронпринца Фридриха-Августа (1733–1763 – Август III, король польский и курфюрст саксонский) со старшей дочерью умершего императора Марией Жозефой. Благодаря этому браку Саксония могла претендовать на императорскую корону. Август II Сильный счел, что свадьбу можно отпраздновать в цвингеровском саду, хоть он еще и не был закончен. Надо было срочно решать, как достойным образом завершить архитектурный ансамбль, ведь его территория с двух сторон (с севера и востока) оставалась открытой. Всем было ясно, что ничего фундаментального за год не сделать, поэтому все постройки стали сооружать из дерева как временные. Из камня к 1719 в ужасной спешке были построены два новых угловых павильона – Немецкий и Музей фарфора, а также оперный театр. К августу 1719 года Цвингер, включая временные деревянные строения, был закончен. Расходы почти в три раза превзошли предварительную смету, но даже недостроенный Цвингер, по мнению современников, был ни с чем не сравним. На одной из праздничных декораций Август приказал поместить изречение: «Бессмертие приносят князьям, как великие победы, так и великие здания».
После пышных свадебных празднеств государственная казна была опустошена. Лишь в 1722 закончился мертвый период в строительстве Цвингера. Были сооружены уже из камня обе восточные Закругленные галереи и так называемые Городские ворота (Колокольный павильон). Их увенчала фигура Геркулеса с дубинкой. Все остальные скульптуры были включены в архитектуру лишь как грубо обтесанные каменные блоки. На этом работы в Цвингере прекратились.
В 1728 Август Сильный дал распоряжение забрать деревья и растения из галерей Цвингера, и на их месте организовать естественнонаучные музеи и кабинет графики – назначение Цвингера вновь изменилось.
К 1730 Цвингер становится самым значительным комплексом естественнонаучных музеев Европы, в нем представлены наряду с графикой экспонаты кунсткамеры, коллекции минералов, окаменелостей, раковин, кораллов, янтаря, материалов по зоологии, ботанике, анатомии, а также можно было пользоваться естественнонаучной библиотекой. Теперь Цвингер называют не оранжереей, а Королевским дворцом наук, праздников там больше не устраивалось.
Скульптурное убранство.
Барочные фасады Цвингера лишены ровных поверхностей. Колонны, пилястры, ниши, выступы, углубления и прочие декоративные формы образуют живописный рельеф. Чрезвычайно большое значение придавалось скульптурным фигурам, выполненные под руководством придворного скульптора Б.Пермозера, которому во время строительства уже за 60. Пермозер, сын баварского крестьянина, был необычайно живым человеком, одевался и вел себя по собственному усмотрению, а в своих произведениях попирал законы анатомии. У его веселых детских фигурок оказывались складки жира, круглые животы и чересчур толстые щеки, у фавнов – чрезмерно большие козлиные копыта, у молодых женщин – непомерно длинные изогнутые шеи.
У Пермозера было много помощников, верных выработанному им методу обработки камня и форме, которую сейчас называют цвингеровским стилем. Среди них были и известные мастера: Беньямин Томэ, Пауль Герман, Иоганн Иоахим Кречмар, Кристиан Кирхнер, Пауль Эгель.
Над одной скульптурой в человеческий рост Пермозер трудился около полугода, тем не менее, им выполнено множество произведений, в том числе статуя Геркулеса, согнувшегося под тяжестью Земного шара, венчающая Павильон на валу. Статуя была аллегорией, очень понятной в те времена. «Саксонским Геркулесом» был прозван Август Сильный. Это был намек на его физическую силу, и в то же время прозвище должно было льстить его самолюбию, так как связывалось с именем героя и даже полубога. Поэтому голова Геркулеса изображена над входом в Коронные ворота, а под нею инициалы «АР» («Аугустус рекс» – король Август). До 1849 Геркулес с дубинкой венчал Колокольный павильон, сейчас на этом месте находится копия статуи Геркулеса с Земным шаром.
Земной шар – это еще один намек. По мифу, Геркулес должен был принести из божественного сада золотые яблоки. Великан Атлант, держащий на своих плечах Земной шар, готов совершить это за него, если Геркулес временно подержит на своих плечах эту тяжкую ношу. Герой с Земным шаром на плечах – двоякий символ. Золотыми были яблоки из божественного сада, и золотыми были плоды на апельсиновых деревьях, которые Август велел привезти с далекого Востока. Тем самым оранжерея представляется мифическим садом богов, а ее основатель – мифическим героем. Еще более важный намек связан с Геркулесом как заместителем Атланта. После смерти императора Иозефа I в 1711 и до выборов его преемника, Август Сильный был имперским викарием – заместителем императора. Несущий Земной шар Геркулес воспринимался как символ имперского викария, взявшего временно на себя тяжесть ответственности за империю. Викарий мог претендовать на императорский сан, поэтому на фронтонах Физико-математического и Французского павильонов со стороны двора (строились павильоны как раз в 1711) мы видим двуглавых имперских орлов, говорящих о мечте Августа стать императором. В Цвингере масса таких политических символов. Коронные ворота служат постаментом для польской короны, а находящиеся под ней четыре орла напоминают о польском гербе. На внешней стороне ворот под куполом изображен большой польский герб с орлами и всадниками, символизирующими собой Литву. В него включен саксонский герб со скрещенными мечами саксонских курфюрстов. Такой же двойной герб, но значительно больших размеров, венчает собой фасад Павильона на валу. Повсюду изображается голова Геркулеса, переплетенные инициалы «АР», корона и орел Польши, шапка курфюрстов, польский скипетр и скрещенные саксонские курфюршеские мечи, датский орден Слона в форме подвески на ленте, польский орден Орла в форме креста на звезде. Это намек на то, что еще в 1697 Август Сильный, курфюрст Саксонский, стал королем Польши, что он могущественен, у него собственные дипломатические связи и политические притязания.
Цвингер – комплекс государственных строений и главное место в декоре отведено восхвалению монарха, однако в менее парадных местах Б.Пермозер изобразил фавнов, древние божества плодородия, а также статуи времен года и веселых музыкантов. У воды разместились скульптурные нимфы, тритоны и морские чудовища, на балюстрадах – веселые детские фигурки и вазы с цветами. Наверху, на павильонах и воротах возвышаются фигуры богов.
Живопись в ансамбле.
В интерьерах барочных зданий важное место занимает живопись. Влажный климат приэльбской долины частично разрушил ее в Цвингере. Живописью был украшен купол Коронных ворот. До 1945 сохранялись огромные плафоны на потолке Физико-математического и Французского павильонов. Плафон Физико-математического павильона расписывал Луи де Сильвестр, специально для этого выписанный из Парижа. Он изобразил миф об Амуре и Психее, а также весь Олимп, где Юпитер был написан с Августа Сильного, другие боги походили на дрезденских придворных.
Французский павильон расписывал придворный художник Августа II Г.К.Фелинг. На плафоне он изобразил 4 времени года, однако на стене был помещен медальон с поясным изображением монарха, а под ним – Геркулес, побеждающий львов, т.е. та же аллегория, что и в скульптуре. См. также МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ.
Вода в ансамбле оранжереи.
Вода в ансамбле Цвингера играла не менее важную роль, чем скульптура. Четыре больших бассейна с фонтанами и сейчас можно видеть в центре цвингеровского двора. У Прямых галерей было запроектировано 10 фонтанов: струясь из чаши в чашу, вода образовывала сверкающую завесу. В Павильоне на валу было 3 фонтана-бассейна; первоначально 1 этаж Физико-математического павильона выглядел как зал с гротами и фонтанами. Однако самым удивительным творением остаются бассейны, гроты, фонтаны и каскады Купальни нимф или, как называли это место современники – «пещеры отшельника».
Пёппельман в архитектурной композиции Цвингера постоянно использует контрасты: он сталкивает свет и тень, массивность и воздушность, закругления и прямые линии; смену высоких и низких элементов, причудливые и строгие формы, воду, бьющую вверх и льющуюся вниз. По этим законам создавались многие произведения в стиле барокко, но в Цвингере перед нами предстает невиданное богатство мотивов и форм, их вариации и переплетения, порожденные неисчерпаемой фантазией.
Разрушение и восстановление Цвингера.
Цвингер часто страдал от войн, первые серьезные разрушения были нанесены прусской армией во время Семилетней войны (1756–1763). Кроме того, построен ансамбль из песчаника – камня довольно мягкого, подверженного выветриванию. Поэтому уже в 1783 начались реставрационные работы, которыми руководил И.Д.Шаде. С тех пор уже более 200 лет непрерывно ведутся реставрационные работы.
В 1849 во время революционных боев в Дрездене начался сильнейший пожар – сгорела почти вся восточная часть Цвингера. К 1857 часть строений была восстановлена К.М.Хэнелем, причинившим по неведению большой вред: вплоть до 1863 статуи и стены под его руководством покрывались олифой, которая вызвала разрушение песчаника. С 1910 олифу стали снимать растворителем, провели частичную реконструкцию зданий и скульптур. К 1936 реставрация была закончена, однако 13 февраля 1945 англо-американская авиация разбомбила центр Дрездена, сильно пострадал и Цвингер. Вплоть до 1964 (19 лет) там продолжались реставрационные работы под руководством Г.Эрмиша и А.Брауна, которых впоследствии сменили арх. Френцель и скульптор Шлезингер. Реставрационные работы в Цвингере обошлись в 20 млн. марок.
В 1962 в помещениях от Закругленной галереи Колокольного павильона до восточной Прямой галереи расположился музей фарфора. В западной Закругленной галерее – музей Зоологии, а в 1 этаже Французского павильона разместилась выставка о придворной охоте.
Ольга Морозова
Der Zwinger, seine Entstehung und Geschihte. Ausstellung. Dresden, 1930
Staatliche Kunstsammlungen Dresden Porzellansammlung im Zwinger. Vorwort: Max Seydewitz und Hilde Rakebrand. Dresden, 1965
Менцхаузен И. Цвингер. Д., 1973
«Barok in Dresden», Ausstellung (1986, Essen)Barok in Dresden: Kunst und Kunstsammlungen unter der Regierung des Kurfursten Friedrich August I von Sachsen und Konigs August II von Polen genannt August dec Starke 1694 – 1733 und des Kurfursten Friedrich August II von Sachsen und Konigs August III von Polen, 1733 – 1763. [Katalog] | Leipzig: Ed. Leipzig, 1986
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»