ОСТ
ОСТ («Общество станковистов»), одна из самых значительных художественных группировок России 1920-х годов.
Образовалась в основном из студентов и выпускников московского Вхутемаса (Высших художественно-технических мастерских), увлеченных арт-авангардом (возникновению ОСТа предшествовала деятельность «Метода» и других групп, принявших участие в «Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства», 1924) и весьма негативно настроенных по отношению к воинствующему традиционализму АХРРовского толка. С другой стороны, неприемлемой им казались и радикально-авангардные позиции ЛЕФа, идеологи которого отвергали станковое искусство как таковое. Главным руслом деятельности новой группировки стала борьба за «революционное искусство», «за картину», – с «революционностью», понимаемой не только тематически, но и в плане активного диалога с современным изобразительным искусством Запада.
Членами-учредителями объединения, созданного в 1925 в Москве, явились Ю.П.Анненков (который, впрочем, незадолго до этого эмигрировал), П.В.Вильямс, К.А.Вялов, А.А.Дейнека, Н.Ф.Денисовский, А.А.Лабас, Ю.И.Пименов, Д.П.Штеренберг и др. (последний – как «старейшина» – был избран председателем). В процессе последующих выставок к ОСТу примкнули, среди прочих, А.Д.Гончаров, И.В.Клюн, И.А.Кудряшев, Н.Н.Купреянов, С.А.Лучишкин, В.И.Люшин, М.С.Перуцкий, А.Г.Тышлер, Н.А.Шифрин. Важную роль в произведениях этого круга играли темы современного урбанизма и индустриализации, а также спортивные мотивы. Стилистика была весьма передовой, включая элементы конструктивистского монтажа, равно как и приемы образного остранения и деконструкции, свойственные экспрессионизму и сюрреализму. По мере усиления идеологической цензуры и политических атак со стороны АХРРа, а позднее и РАПХа общество претерпело в 1931 раскол: из него вышла группа Штеренберга, сохранившая за собой название «ОСТ», оставшаяся же часть художников образовала «Изобригаду». Затем обе эти группы разделили судьбу всех прочих арт-объединений, распущенных в 1932.
Соответствующая же традиция давала о себе знать долгие годы, активно влияя как на официальное, так и на неофициальное российское изо-искусство (именно ОСТ – даже в еще большей степени, чем «Бубновый валет», – стал стилистической базой для «сурового стиля» 1960-х годов).
Костин В.И. ОСТ. Л., 1976
Каменский А.А. Романтический монтаж. М., 1989
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»