НЕМЕЦКАЯ КЕРАМИКА
НЕМЕЦКАЯ КЕРАМИКА. Керамика (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина) – наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Любой предмет, сформованный из природной глины и закрепленный сушкой на солнце или обжигом, считается гончарным изделием. Фарфор представляет собой особый вид гончарного изделия. Изготовление гончарных изделий – древнее искусство, в большинстве культур предшествующее металлургии или даже ткачеству.
Глиняные изделия.
На протяжении 17 в. по всей Европе были известны три типа немецкой керамики: поздние немецкие имитации итальянской майолики; керамика Хафнера, которая напоминала работы Палисси; и наиболее значительная группа, собственно немецкая каменная керамика из кремнистой глины, прочность и широкое применение которой в качестве емкостей для рейнского вина гарантировало ей повсеместное распространение.
Первые фабрики каменной керамики располагались близ Ракрена, где производили керамику с коричневой глазурью и серые изделия с синим декором, приземистых и тяжеловатых форм, а также в Зигбурге, близ Кобленца. Производство здесь прекратилось в 1662, когда Зигбург был разграблен шведской армией, а фабрики разрушены. Однако строгие художественные стандарты зигбургских гильдий и их красивая кремово-белая посуда оказали значительное влияние на развитие керамического искусства в Германии. Еще раньше, в 15 в., во Фрехене близ Кёльна производилась каменная керамика. Именно отсюда происходили очень популярные в Рейнской области, а также в Англии, Скандинавии и Голландии, коричневые пузатые кувшины с бородатыми масками на горле, которые назывались «Bartmanner» («бородачи»). В Крёйсене (Бавария) с эпохи Средневековья изготавливалась тяжелая серовато-голубая каменная керамика. В 17 в. баварские гончары делали темно-красные пивные кружки, покрытые коричневой глазурью и росписями разноцветными эмалями с изображениями апостолов, курфюрстов и др. В Нассау из марганцево-пурпурной каменной массы делались большие сосуды причудливых форм, а также письменные приборы, чайники и кофейники; изобразительные сюжеты и рельефный декор были вытеснены розетками, геометрическими и лиственными узорами.
В 18 в. различные фабрики стали имитировать дальневосточную керамику. Они пытались воспроизводить красные китайские буккеро. Бётгеровские красные китайские буккеро в Мейсене были сделаны из такого твердого фарфора, что их можно было полировать на гранильном круге и украшать гравированными узорами; глазурованные коричневые изделия Байрёйта, хотя и менее твердые, тоже были очень красивы и часто оправлялись в серебро или позолоченное серебро.
Производство изразцов для печей, использовавшихся повсюду в Германии, Австрии и Швейцарии, способствовало распространению немецкого опыта гончарного дела, и прежде всего печей Хафнера из Нюрнберга с изразцами, покрытыми свинцовой глазурью. Обычно эти печи представляли собой двухъярусное сооружение на трех львиных ножках и имели надстройку над каминной решеткой с искусно сделанными кариатидами, фризами, нишами, медальонами и даже статуэтками, которые демонстрировали искусство гончара. Облицовочные плитки, поначалу маленькие и плотно подогнанные друг к другу, становились все крупнее, пока наконец вся поверхность, включая карнизы и пилястры, не превратилась в один огромный изразец. Самыми известными мастерами фирмы «Хафнеркерамик» были Пауль Прюнинг и Освальд Рейнхард.
В Австрии и Саксонии появились подражания хафнеровской керамике – изделия с оловянной глазурью и рисунками, выгравированными на выделенных разным цветом участках поверхности. Простая крестьянская посуда, например керамика из Марбурга, украшалась рельефными эмблемами и знаками, а также ангобом с декором сграффито, выполненным местными способами; это свидетельствует о глубоких корнях немецких традиций гончарного ремесла.
В Германии, как и повсюду, художники-керамисты особенно активно работали в середине 19 в., а ученый-керамист Др. Зегер разработал самый богатый арсенал красок и керамических составов из всех когда-либо применявшихся. Позднее австрийское объединение «Венские мастерские» («Wiener Werkstatte») стало поощрять новые рисунки и техники. В наши дни во все мире популярны кувшины из кремнистой глины и по-немецки простые, элегантного дизайна изделия баварского фарфора.
Фарфор.
В попытках европейцев имитировать восточный фарфор Германия превзошла другие страны. Около 1700 химик Иоханн Бётгер в Мейсене проводил научные опыты в поисках состава подлинного фарфора. (Итальянские и французские производители стремились прежде всего к конечному результату – белизне и прозрачности, и, надеясь добиться этих эффектов в изделиях из стеклянной массы, они ушли далеко в сторону.)
В Германии непрозрачное молочное стекло, напоминающее фарфор, производили еще в 17 в. Однако вскоре после 1700 саксонский математик Чирнхауз выяснил, что фарфор представляет собой смесь натуральных глин; это повлияло на направление поисков Бётгера.
Чирнхауз и Бётгер работали при дворе Августа Сильного Саксонского (причем Бётгер был похищен), чья ненасытная страсть к коллекционированию и раскрытию секрета восточного фарфора почти разорила его княжество.
В поисках способа получения золота Чирнхауз тщательно исследовал различные вещества в раскаленном состоянии. Он использовал огромные зажигательные стекла, которые Бётгер решил применить, пытаясь помочь поддержать финансы Саксонии более прозаическими средствами – доходным гончарным производством. В 1708 Бётгеру удалось создать вещество, почти идентичное китайской каменной массе буккеро и позднее названное красным фарфором. Он сразу же стал очень популярен благодаря новой в Европе моде на чаепитие. Бётгер, у которого не было опыта работы с керамикой, для изготовления этих твердых красиво орнаментированных изделий пользовался трудом гончара и ювелира, одновременно продолжая поиск рецепта белого фарфора. С характерной немецкой основательностью он приказал доставить образцы глины со всех уголков княжества, так как и он, и Чирнхауз поняли, что главным ингредиентом в составе фарфора является не стекло, а белая глина, способная сохранять белизну после обжига и приобретающая при спекании прозрачность благодаря добавлению плавня.
В 1709 или 1710 Бётгер наконец получил в Саксонии «восточный» фарфор. Королевский патент санкционировал сооружение фарфоровой фабрики в Альбрехтсбурге, на скале, возвышающейся над Мейсеном. Однако в течение многих лет основной объем продукции Мейсена составляли четыре разновидности бётгеровской красной каменной керамики. Один из вариантов –неотшлифованные массивные красные изделия; другие, называемые железным фарфором, имели черно-серую поверхность; третий вариант отличался отделкой под мрамор, а четвертый, менее твердый, нередко украшался позолотой и лаком и назывался бётгеровской черноглазурной керамикой. Котелки, кружки, чаши и статуэтки, отлитые по образцу китайских и классических моделей или напоминавшие карликов Калло, производились с большим успехом. Рабочие, бежавшие из Мейсена, где все секреты охранялись с фанатичным усердием, перенесли секрет красной каменной массы в Байрёйт и Берлин, но ни одна другая фабрика не достигла такой же твердости черепка и такой же четкости формы, как мейсенская мануфактура.
В 1713, на пасхальной ярмарке в Лейпциге, бётгеровский фарфор был впервые выставлен на продажу и имел сенсационный успех. Бётгер изобрел надглазурную перламутровую краску с легким лиловым оттенком, а некоторые из своих изделий расписывал цветными лаками и золотом. Он умер в возрасте тридцати семи лет, так и не решив проблемы создания такого же, как на Востоке, многоцветного декора.
В Мейсене Бётгеру наследовали Иоханн Грегор Хёрольдт, который продемонстрировал, насколько красиво может быть расписан фарфор, и Иоханн Иоахим Кендлер, оставшийся непревзойденным мастером статуэток. Кендлер усовершенствовал формы сосудов, добавив к ним ручки, носики и шишки. В очень тонком, легком фарфоре, иногда украшенном разноцветной росписью, он создавал первые большие выставочные сервизы, такие, как знаменитый Лебединый сервиз, заказанный графом Анри Брюлем, управляющим мануфактуры. Статуэтки персонажей итальянской комедии дель арте, группы модниц и саксонских ремесленников дополняли широкий спектр его изобразительных сюжетов.
После 1740 на дизайн изделий мейсенской мануфактуры оказывали воздействие не столько отдельные художники, сколько доминировавший в то время стиль рококо. К чайным сервизам, приборам для завтрака, пивным кружкам и статуэткам добавились игольники, футляры (ящички для мелких вещей), баночки для духов, изящные табакерки, фигурки детей и птиц. После 1760 мануфактура постепенно стала приходить в упадок; Фридрих II вывез многие мейсенские матрицы в Пруссию. Тем не менее примерно до 1774, при таких директорах и художниках, как Асьер и Марколини, качество продукции было достаточно высоким для того, чтобы Мейсен сохранял свое значение.
С этого времени история Мейсена – это история упадка. Во время Семилетней войны многие страны запретили импорт фарфора и основали собственные производства. Широко распространяемые изделия Веджвуда соперничали как с фарфоровыми, так и с фаянсовыми фабриками. В 1775 умер Кендлер, а в 1781 покинул мануфактуру Асьер. Французская революция и наполеоновские войны несли большие изменения в стиле, которые противоречили мейсенским традициям. В 1863 фабрика была перенесена в Дрезден, однако в это время основной частью продукции были имитации изделий Севра.
Мейсен никогда полностью не затмевал своих меньших соперников, в отличие от Севрской мануфактуры с ее гораздо более жесткой монополией. Помимо фабрик в Вене (при Марии Терезии) и в Берлине, основанной в 1761 Фридрихом II, который украл мейсенские модели, множество более мелких мануфактур существовало в относительно независимых немецких княжествах и графствах. В Хёхсте знаменитый скульптор Мельхиор сделал некоторые из своих самых лучших статуэток; он работал также во Франкентале, на фарфоровой мануфактуре Ханнонгов из Страсбурга. Мануфактуры в Нимфенбурге, Людвигсбурге и Фюрстенбурге принадлежали местным правителям, а в Тюрингенском лесу, где глина и топливо были в изобилии и производство не составляло особых трудностей, существовало девять частных мануфактур.
См. также КЕРАМИКА; СТЕКЛО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ; ТЕРРАКОТА; ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО.
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»