МОРОНИ, ДЖОВАННИ БАТТИСТА
МОРОНИ, ДЖОВАННИ БАТТИСТА (Moroni, Giovanni Battista) (ок. 1520 (1524) –1578), итальянский художник, представитель классицизирующего направления в искусстве Возрождения, мастер портрета.
Родился в Альбино (Ломбардия, близ Бергамо) ок. 1520–1524. Учился в Бреше у Моретто (см. МОРЕТТО (МОРЕТТО ДА БРЕША), работал в Бреше и Тренто, а с конца 1540-х годов – в Бергамо. В еще большей степени, чем Моретто, тяготел к уравновешенным, покойно-созерцательным образам, проявив полное равнодушие к маньеризму. Испытал влияние Л.Лотто, Дж.Савольдо и Тициана.
Написал немало религиозных картин (алтарь с Богоматерью во славе, четырьмя отцами церкви и Иоанном Евангелистом, 1551, церковь Санта Мария Маджоре, Тренто; Тайная вечеря, 1565–1569, церковь Санта Мария Ассунта, Романо ди Ломбардия; и др.), однако в историю вошел как один из немногих мастеров итальянского Ренессанса, которые сделали главной своей специальностью портрет. Выполняя многочисленные заказы провинциального дворянства и буржуазии, выступил как крупный новатор жанра, изображая не замкнутые-в-себе фигуры-«монументы», а человека, погруженного в живую среду бытового пространства и времени. Создавал композиции в полный рост (либо более скромные, поколенные и поясные), отмеченные непринужденной естественностью поз и жестов, сдержанным, серовато-серебристым колоритом, оживленном отдельными яркими цветовыми акцентами. Часто дополнял образы символическими аксессуарами (типа архитектурных руин, колонн и т.д.).
Среди его лучших картин – П.Секко Суардо (1563, Уффици, Флоренция), А.Наваджеро (1565, Галерея Брера, Милан), 29-летний дворянин (1567, Галерея Академии Каррара, Бергамо), парные портреты супругов Спини (начало 1570-х годов, там же). Известнейшее произведение Морони – задумчивый Портной (ок. 1570, Национальная галерея, Лондон), ранний образец «безымянного», чисто жанрового портрета, получившего особую популярность в эпоху барокко.
Умер Морони в Альбино весной 1578.
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»