МОБИЛИ
МОБИЛИ (от лат. mobilis – подвижный, изменчивый), или кинетические объекты, жанр современной скульптуры. Мобили представляют собой объемные пространственные конструкции из дерева, камня, металла, пластмассы, проводов и многих других материалов, соединенных таким образом, что все сооружение или его части могут приводиться в движение вручную или механически, на каком-то этапе движения они могут становиться самодвижущимися. Как и в традиционной скульптуре, сюжеты мобилей могут быть реалистическими, символическими или абстрактными; их размеры тоже могут варьироваться. Название было введено в начале 1930-х в Париже американским скульптором Александром Колдером для обозначения собственных динамических конструкций, в отличие от стабилей, т.е. неподвижной скульптуры.
Для кинетического объекта движение является самой существенной частью замысла. Даже если конструкция может существовать и в статичном состоянии, только в движении замысел ее создателя раскрывается полностью. Движение может быть простым или сложным, эпизодическим и дискретным или постоянным и непрерывным, ритмизованным или нет. Его траектория может описываться качанием, вращением, движением по спирали и т.п. Эстетическое наслаждение, получаемое зрителем, во многом зависит от запланированного ритма движения мобиля. Наиболее значительный эффект, достигаемый в этом жанре скульптуры, – зрительное расширение области существования в пространстве всей конструкции и каждой ее части.
Сравнение двух приведенных фотографий конструкции А.Колдера иллюстрирует особые качества мобиля в движении. Следует отметить, что даже в состоянии покоя в этой композиции присутствует чисто линеарный мотив движения, противопоставление кульминационных точек и скрытые ритмы. Когда мобиль приводится в движение, эти же элементы и точки создают ритмически повторяющиеся формы. Стробоскопическая фотография фиксирует движущийся образ: ясно видны разнообразие последовательности движений и создаваемые ими ритмы.
Кроме трехмерных элементов, составляющих кинетический объект, добавляется еще четвертый – время, который прямо соотносится со скоростью и продолжительностью его движения.
Мобили могут приводиться в движение при помощи мотора или каких-либо других способов, например сжатой пружиной, прикосновением руки или потоком воздуха. В конструкциях с мотором действие и продолжительность движения запланированы и отрегулированы. Получающееся в результате механическое движение, однако, имеет тенденцию превращаться в монотонное, потому что соотношения форм в пространстве постоянно повторяются. В конструкциях, не так жестко контролируемых, движение задается при помощи гирь или других подобных способов. При этом изменения форм в пространстве менее однообразны по рисунку и потому более интересны.
Источники кинетической скульптуры можно видеть в таких строго функциональных механизмах, как старинные ветряные и водяные мельницы, водяные часы и флюгера. Их также можно сближать с современными самолетами, рекламными панно и механическими игрушками. Вероятно, более правильно считать, что кинетические конструкции возникли не из функциональных и практических соображений, а из чисто эстетических побуждений.
Уже в конце 19 в. в живописи появились новые концепции, отличные от позиций импрессионистов. Поль Сезанн, который считается основоположником постимпрессионизма, отбросил законы линейной перспективы, использовавшиеся в западноевропейской живописи начиная с эпохи Возрождения, и ввел идею подвижной, изменчивой точки зрения вместо фиксированной. Это означало, что художник мог изображать предмет как бы видимый не с одной, а с нескольких разных точек. Пабло Пикассо, знаменитый художник-новатор, и другие кубисты уже в 1907 подхватили и развили эту идею Сезанна. Их концепция изображения предмета одновременно с разных точек зрения, или его мысленного образа, рожденного в воображении художника, создавала впечатление, что предметы находятся не в покое, а в движении.
Примерно в то же время футуристы отвергли идею изображения статичных предметов и стремились создавать образы движущихся предметов, представляя последовательность их отдельных видов на разных стадиях движения. Следующий шаг в закреплении впечатления движения был сделан лидером футуристов Умберто Боччони, который в своем Манифесте футуристической скульптуры (1912) заявил, что в скульптуру должно быть включено настоящее, физическое движение. Однако, насколько известно, в то время кинетическая скульптура еще не была создана, и идея футуристов была воплощена уже другими художниками. Считается, что первую кинетическую скульптуру создал Марсель Дюшан. Его конструкции, созданные в Париже в 1913–1915, были достаточно просты: первая представляла собой велосипедное колесо, помещенное на пьедестал, которое нужно было вращать рукой. Некоторые более поздние его мобили были подвешены так, что приводились в движение легким прикосновением руки или дуновением воздуха. Начиная с 1920-х годов Дюшан стал использовать подсветку и нетрадиционные и прозрачные материалы, например разрисованные осколки стекла, в конструкциях, приводившихся в движение поворотом колеса. Его Вращающаяся полусфера (1925) двигалась при помощи мотора, что было новацией. За этим последовали Роторельефы (1935), сделанные из картонных дисков, которые при вращении создавали различные конфигурации.
К этому времени скульптура, как и живопись, претерпела значительные изменения. Начиная по крайней мере с Древнего Египта скульптор мыслил свое произведение как стабильную, статичную форму, которую зритель должен был видеть с какой-либо одной точки. У скульптуры были фас, боковые и задняя стороны. В 20 в. возникла концепция круглой скульптуры и форм, которые создавали бы впечатление движущихся при круговом обходе. Тогда скульпторы стали стремиться создавать произведения, где такое впечатление создавали бы плоскости и объемы, как, например, в работе Константина Бранкузи Птица в пространстве (1919). Это абстрактная форма, в которой изображение предмета полностью подчинено созданию ощущения его скрытого движения. Наум Габо в 1922 создал конструкцию, которую назвал Кинетическая скульптура; она приводилась в движение при помощи пружины от часов, производившей длительную вибрацию, что усиливало выразительность композиции. Александр Архипенко, Ласло Мохой-Надь, Исаму Ногуши и, немного позднее, Александр Колдер также создавали мобили, конструкция которых в большинстве случаев основывалась на подвешивании.
Александра Колдера, чьи произведения широко известны, в первую очередь интересует форма, образующаяся в процессе движения. В своих мобилях он создавал все более быстрое и сложное соотношение форм в пространстве и прибавил новую черту – контрастное движение. Его работы отличаются цветом и фактурой, простотой внешнего облика, изобретательностью в конструировании и выбором нетрадиционных материалов. Многие современные скульпторы находят жанр мобилей наилучшим средством для выражения своих идей.
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»