КОЛДЕР, АЛЕКСАНДР
КОЛДЕР, АЛЕКСАНДЕР (Calder, Alexander) (1898–1976), американский художник, один из лидеров авангардистской скульптуры.
Родился в Лотоне (шт. Пенсильвания) 22 июля 1898 в семье скульптора А.Стёрлинга Колдера. Учился в Стивенском технологическом институте (Хобокен, шт. Нью-Джерси; 1915–1919). Окончив его, работал в разных штатах инженером-механиком. В 1923–1926 занимался в нью-йоркской Лиге студентов-художников; испытал в эти годы влияние «школы мусорных ящиков» (Дж.Слоун и др.). С 1924 зарабатывал на жизнь, публикуя в газетах репортажные рисунки. Приехав в Париж (1926), занимался в академии Гран Шомьер.
Постепенно нашел свою творческую нишу, изготовляя маленькие фигурки из проволоки; собрал из них даже целый миниатюрный Цирк (Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк). Под воздействием П.Мондриана с 1930 перешел к чисто абстрактным формам, первоначально геометричным, затем более биоморфным. Чтобы связать эти сквозные (преимущественно металлические) структуры с окружающей средой, приводил их с 1931 в движение с помощью электрических моторчиков; позднее старался, хотя далеко не всегда успешно, использовать исключительно природные импульсы (движение воздушных потоков). Наряду с подобными «мобилями» (как их окрестил М.Дюшан) создавал и неподвижные «стабили». Экспериментировал с жидкими субстанциями (Ртутный фонтан, – где движение обеспечивалось давлением ртути, – в испанском павильоне Всемирной выставки в Париже, 1937; Водный балет в павильоне фирмы Эдисон на Всемирной выставке в Нью-Йорке, 1939; фонтан в техническом центре «Дженерал моторс» в Уоррене, Мичиган, 1954). Занимался станковой (беспредметной) живописью, ювелирным искусством, неоднократно выступал как книжный иллюстратор (начиная с Басен Эзопа, 1931). Был членом группы «Абстракция – Творчество». Жил преимущественно во Франции (в Париже и Саше – близ Тура), часто наезжая в США, где оборудовал дом-студию в Роксбери (шт. Коннектикут).
Интерьерно-студийные композиции мастера (Куст Колдер-ягоды, 1932, частное собрание, Нью-Йорк; Ловушка для омаров и рыбий хвост, 1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк; и др.) со временем все чаще превращались в модели для больших монументально-декоративных работ (оформление акустического потолка актового зала университета в Каракасе, 1952; Красное солнце на Олимпийском стадионе в Мехико, 1968; Фламинго у здания Федерального центра в Чикаго, 1974; стабиль в парижском районе Дефанс, 1976; Горы и облака в вашингтонском Капитолии, установленные посмертно в 1985). Один из самых популярных скульпторов-авангардистов 20 в., создавал образы, выделяющиеся своей бодрой мажорностью, юмором, стихийно-природной органикой. В 1966 опубликовал Автобиографию с картинками.
Умер Колдер в Нью-Йорке 11 ноября 1976.
Азизян И. Мобили и стабили А.Колдера. – Декоративное искусство СССР, 1979, № 12
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»