МАЙАНО
МАЙАНО (Maiano), семейство итальянских художников периода кватроченто. Выходцы из Майано (ныне Фьезоле), тосканской деревушки, образовавшейся около каменоломни.
Джулиано да Майано
(1432–1490). Родился в Майано в 1432. Первоначально работал как резчик по дереву, возглавляя мастерскую, которая изготовляла (на «античный манер») декоративные панели, рамы для алтарных образов, шкафы и другие предметы церковного убранства (в том числе и для флорентийского собора – заказы 1463 и 1465), украшенные в технике резьбы и интарсии (инкрустации). Исполнялись также и многочисленные заказы на светскую мебель. Освоив систему античной классики в основном чисто эмпирически, «на глазок» (что было характерно для кватроченто в целом), Джулиано стал со временем принимать и крупные архитектурные комиссии. Среди его достоверных архитектурных работ: перестройка Колледжаты (собора) в Сан-Джиминьяно (1466); палаццо – Пацци-Куаратези (с 1462) и Строццино (1460-е годы; оба во Флоренции), Спаннокки в Сиене (1473–1475); перестройка собора в Фаэнце (Эмилия-Романья; 1474–1475); базилика в Лорето (Марке; 1476–1486). В 1477–1488 руководил строительством флорентийского собора. С 1485 жил преимущественно в Неаполе, при дворе Альфонсо, герцога Калабрийского, создав здесь самые значительные свои произведения – Капуанские ворота и виллу Поджо Реале (последняя не сохранилась). Продолжил традицию Микелоццо и Б.Росселлино, придавая антично-классическим (ордерным и орнаментальным) мотивам все большую композиционную четкость и тектоническую всеохватность. Умер Дж.да Майано в Неаполе 17 октября 1490.
Бенедетто да Майано
(1442–1497), брат Джулиано. Родился в Майано в 1442. Творчески сформировался, работая под началом Джулиано, – как резчик по дереву и мастер интарсии. Позднее выступал в основном как скульптор. Испытал большое влияние Дезидерио да Сеттиньяно и А.Росселлино. Наиболее ранняя из его сохранившихся скульптурных работ – рака св. Савина в соборе в Фаэнце (1468–1471). Среди прочих произведений Бенедетто (мраморных, включающих как рельефы, так и круглую скульптуру) – алтарь святого Фины в Колледжате в Сан-Джиминиано (1472–1477), два портала во флорентийском палаццо Веккьо (1476–1481), кафедра в церкви Санта Кроче во Флоренции (завершена в 1485), алтарь Благовещения и ряд других работ в церкви Санта Анна деи Ломбарди в Неаполе (1489–1491), гробница Ф.Строцци во флорентийской церкви Санта Мария Новелла (с 1491). Пластика мастера гармонически сдержанна, сближаясь по своему покойно-обстоятельному тону и тонкой проработке реальных деталей с живописью Д.Гирландайо (вместе с которым он работал в Сан-Джиминьяно). Исполнил также целый ряд виртуозных, натуралистически-точных портретных бюстов (П.Меллини, 1474, Национальный музей, Флоренция; Ф.Строцци, 1475, мраморный бюст в Лувре, терракотовая модель в Скульптурной галерее Национальных музеев, Берлин; Джотто, 1490-е годы, собор во Флоренции). Умер Бенедетто да Майано во Флоренции 24 мая 1497.
Джованни да Майано
(ок. 1486–1487 – ок. 1542–1543), сын Бенедетто, работал также как скульптор. Вошел в историю в основном благодаря своему пребыванию в Англии (ок. 1521–1543), где исполнил целый ряд произведений (терракотовые медальоны с изображением римских цезарей на фасаде дворца Хэмптон Корт, ныне в черте Лондона, 1521; и др.), способствовавших распространению здесь художественных навыков итальянского Ренессанса.
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»