КАПИТЕЛЬ
КАПИТЕЛЬ (позднелат. capitellum – «головка»), верхняя часть столба или колонны, имеющая особое пластическое оформление и отмечающая переход от вертикали ствола опоры к горизонтали лежащего на ней антаблемента.
В Южных и Северных дворцах фараона Джосера представлены колонны с капителями в виде крупных листьев, спадающих по обе стороны ствола, капители в виде раскрытого цветка папируса. В храме Луксора (15 в. до н.э.) колонны выполнены в виде связок стеблей папируса, капитель – в форме нераспустившегося цветка, а также колонны со стволом почти цилиндрической формы с немного обозначенными гранями, с капителями в форме расцветшего папируса. В храме Карнака (16 в. до н.э.) капители колонн – в виде открытых цветков папируса. В эллинистический период (332–330 до н.э.) традиционные по форме капители комбинируются, сливаются, образуя пышные букеты (храм Исиды на о. Филе).
Наиболее распространен в Позднем Египте был гаторический тип колонн. Колонна состояла из ствола, который походил на ручку музыкального инструмента систр, и высокой капители, с 4 сторон украшенной рельефным изображением головы богини Гатор с лицом женщины и ушами коровы. Над изображением головы часто помещался куб.
В архитектуре Минойской цивилизации деревянные колонны Кносского дворца (16 в. до н.э.) завершались капителью в виде круглого валика и лежащей на нем квадратной плиты.
В древней Греции складывается архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера.
У каждого из классических архитектурных ордеров свой тип капители, соответствующий названию ордера; в Греции были известны дорический, ионический и коринфский; из древнеримской архитектуры пришли тосканский и композитный типы капителей.
В архаическую эпоху складываются ордера двух вариантов – дорический, возникший на материковой Греции, и ионический, появившийся на островной и в малоазийской Греции. Важнейшей частью ордера была колонна, стволы которых суживаются кверху. Колонны состоят из трех частей: базы (опорной части), ствола (фуста), и капители, на которую опирается антаблемент, имеют энтазис (утолщение ствола колонны, расположенной на высоте 1/3 ее высоты для устранения оптической вогнутости ствола).
В дорическом ордере капители колонны состояли из эхина – круглая каменная подушка и абаки – невысокая квадратная плита, принимающая давление антаблемента.
Капитель ионической колонны имеет два завитка, которые называются волюты.
В эпоху классики для коринфского ордера свойственно венчать колонны пышной корзинообразной капителью из растительного орнамента – листьев аканта.
В древнегреческом искусстве 7–6 вв. до н.э., а также в искусстве эллинистического Востока встречается скульптурно оформленная капитель колонны, изображающая переднюю часть тела животного или мифологического существа, которая называется протома.
В зодчестве Древнего Рима, которое восприняло греческие архитектурные формы, присоединяется композитный ордер, капители которого сочетают черты ионической и коринфской капители, и тосканский, унаследованный римлянами от этрусков.
Композитный ордер по форме и пропорциям близок к коринфскому. Отличается лишь формой капители, в которой к коринфскому колоколу с листьями добавлены ионические эхин и подушка с волютами.
Тосканский ордер – самый прочный и тяжелый на вид из пяти ордеров римской системы. Капитель колонны тосканского ордера близка по форме дорической капители, но не допускает орнамента.
В архитектуре Византии, воспринявшей многие образцы римской архитектуры, формы капителей изменились. Особенностью византийской архитектуры является наличие импоста (ит. imposta, фр. imposte) – квадратного в плане столбика, находящегося над капителью колонны. Византийские архитекторы отказались от классических ордеров, а взамен им выработали колонные опоры, капители, карнизы, фризы и архитектурные профили. В отличие от классических образцов, в византийских произведениях пяты приподнятых арок часто ставили прямо на капители. Чтобы придать этой новой практике форму, архитекторы переработали ионическую и коринфскую капители: с целью увеличения конструктивности они сделали их более компактными и цельными, урезав величину выступов и врезок. Кроме того, между пятой арки и капителью они ввели дополнительный мощный трапециевидный блок, призванный передавать нагрузку от более широкой арки тонким капители и стволу колонны. Объединив этот блок и капитель в одну функциональную форму, архитекторы создали т.н. подушкообразную капитель (пульван или пульвино), которую отличали большая выразительность и разнообразие вариантов.
Как правило, капители выполняли сверлением из белого мрамора и покрывали позолотой.
В эпоху Средневековья капители часто были резными, украшенными растительными мотивами изображениями животных и людей.
В романской архитектуре колонна применяется как декоративный элемент, не имеет устойчивых типов ордеров, разнообразна по пропорциям и отличается множественностью форм капителей, которые часто напоминали коринфскую или византийскую. В ранний период встречаются капители близкие по форме к усеченному шару или к усеченной пирамиде. Капители покрывались орнаментом со стилизованными мотивами, изображающими растения, фантастических животных. В период зрелости романского искусства возникает особый вид скульптурной капители с изображением святых.
В готической архитектуре 15–16 вв. происходит упразднение капители опорного столба; колонны или столбы, которые разделяли нефы в храмах, постепенно утончаются, превращаясь в пучки колонн.
В эпоху Ренессанса и классицизма архитектура вновь обращается к традициям античной ордерной системы. Колонны приходят к классическим пропорциями в соответствии с античными образцами.
В 19–20 вв. в архитектуре стали широко применяться новые материалы, которые позволили строить здания с грандиозными внутренними пространствами без опорных колонн, увеличивали пролеты перекрытий. Вошло в обиход использование металлического каркаса для строительства здания. Например, перекрытие в читальном зале библиотеки Св. Женевьевы в Париже (1843–1850, архитектор Анри Лабруст), образовано плоскими куполами, покоящимися на тонких чугунных колонках, сделанных в виде античных колонн с коринфскими капителями.
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»