ОРДЕР
ОРДЕР, система несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции. В древнегреческой архитектуре сложилось три ордера: дорический, ионический и коринфский. Римляне добавили к ним тосканский и композитный ордеры.
Дорический ордер сформировался на Пелопоннесе и в греческих колониях на Сицилии и в южной Италии в 7 в. до н.э. В греческом дорическом ордере колонны не имеют баз, неглубокие каннелюры перерезаны канавкой шейки под капителью, имеющей форму круглой подушки; фриз состоит из чередующихся триглифов и метоп. Римский дорический ордер отличается от греческого наличием баз у колонн и более стройными пропорциями последних.
Ионический – один из основных греческих ордеров, сформировался в конце 7–6 вв. до н.э. В отличие от дорического ордера, ионический ордер получил наибольшее распространение в Малой Азии и на островах Эгейского моря. Ионический ордер изящнее дорического и не производит свойственного последнему впечатления мощи. Греки считали дорический ордер мужским, а ионический – женским.
Тосканский ордер в греческой системе ордеров отсутствует, хотя похож на более простой в деталях греческий дорический ордер, с которым его сближают формы и пропорции. Внешне постройки тосканского ордера выглядели прочными и внушительными, поэтому символизировали физическую мощь и силу и применялись главным образом в хозяйственных и военных постройках, обычно в первых этажах.
Композитный ордер сформировался в древнеримской архитектуре, которая восприняла греческие архитектурные формы, и представляет собой несколько усложненную версию коринфского.
В 16 в. французский архитектор Филибер Делорм предпринял попытку создания самобытной стилистической системы, особого «французского ордера», который изысканно обогатил традиционные ордера дополнительными профилями и растительными узорами, творчески переосмыслив античные и итальянские ренессансные традиции.
В 19 в. американский архитектор и инженер Бенджамин Латроб придумал американский ордер, в котором листья аканта были заменены кукурузными початками и табачными листьями.
Созданные Латробом здания отличаются оригинальной планировкой и прекрасными пропорциями; для них характерно сочетание гладкой поверхности стены и тонко проработанных деталей, среди которых преобладают античные греческие мотивы. При этом архитектор никогда не был простым имитатором классических форм. Его работы оказали огромное влияние на дальнейшее развитие американской и мировой архитектуры, а его ученики, У.Стрикленд и Р.Миллс, стали ведущими мастерами следующего поколения.
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»