ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ – крупнейший музей русского искусства, имеющий мировую известность. Галерея названа по имени московского купца и промышленника Павла Михайловича Третьякова (1832–1898), коллекционировавшего с 1856 произведения современных ему художников, желая «собрать русскую школу как она есть в последовательном своем ходе».
Историю музея принято отсчитывать от 1856 года, когда Третьяковым были приобретены первые картины. Галерея была задумана как национальный музей русского искусства, доступный широкому зрителю. Собиратель пользовался особым доверием художников и получил право осматривать их новые работы еще в мастерских, либо уже на выставках накануне вернисажа. Он покупал заинтересовавшие его картины нередко вопреки мнению критики, запрету цензуры, давлению признанных авторитетов или даже наперекор собственному художественному вкусу.
Почти все лучшее, что было создано членами Товарищества передвижных художественных выставок (сущ. с 1870), вошло в собрание галереи еще при жизни П.М.Третьякова. Однако уже в начале 1860-х в коллекции стали появляться работы живописцев 18–1 пол. 19 в., а позже и памятники древнерусского искусства.
К концу 1860-х Третьяков задумывает создание портретной галереи лучших людей нации – «писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной части», она должна была составить особый раздел картинной галереи – национальную портретную галерею. Третьяков руководствовался просветительской и весьма актуальной для мировоззрения людей 19 в. идеей о роли личности в истории, получившей широкий резонанс после открытия в 1856 Национальной портретной галереи в Лондоне, в которой Третьяков бывал во время поездок в Великобританию. Привлечение к реализации этой идеи ведущих русских живописцев 1870–1880-х стимулировало развитие портретной живописи. Многие портреты Перова, Крамского, Репина, Ярошенко исполнялись если не по прямому заказу Третьякова, то с заведомой ориентацией на его портретное собрание.
Внимание Третьякова привлекали и значительные работы мастеров вне круга передвижников. Так, в 1874 им была куплена Туркестанская серия В.В.Верещагина. Значительно меньше интересовали Третьякова работы художников-академистов, не разделял он увлечения современников творчеством Айвазовского, с настороженностью отнёсся к некоторым новшествам в живописи 1890-х.
Гораздо реже, чем живопись, Третьяков приобретал скульптуру и графику. Произведения этих видов искусства существенно пополнили музей уже после смерти его основателя.
Дар городу.
Намерение передать собрание картин городу впервые было высказано Третьяковым в завещательном письме 1860. В 1892 Третьяков передал свое собрание, а также коллекцию своего брата Сергея Михайловича, перешедшую к нему по завещанию (картины и скульптуры, исполненные, по преимуществу, западноевропейскими мастерами), в дар Москве.
Коллекция насчитывала 1287 живописных и 518 графических произведений, 9 скульптур русских мастеров, 75 картин и 8 рисунков европейских художников 2 пол. 19 в., главным образом французских и немецких.
В августе 1893 музей открылся для всеобщего бесплатного обозрения. С этого момента и до 1918 музей именовался Московской городской художественной галереей Павла и Сергея Третьяковых.
П.М.Третьяков был удостоен звания почетного гражданина Москвы.
Оставаясь до конца жизни попечителем Галереи, П.М.Третьяков продолжал приобретать произведения на деньги, ассигнованные для этих целей московской Городской думой и завещанные С.М.Третьяковым. Картины, купленные на собственные деньги, Павел Михайлович передавал в Галерею уже в качестве дара.
Каталог собрания, составленный Третьяковым незадолго до смерти (опубликован в 1899), содержал уже 1635 живописных произведений.
Галерея в начале 20 века.
С 1898, после смерти П.М.Третьякова, галереей руководил Совет попечителей, избранный Московской городской думой, в который входили крупнейшие художники и художественные деятели: В.А.Серов, И.С.Остроухов, дочь П.М.Третьякова А.П.Боткина и другие. По воле Третьякова коллекция должна была сохраняться в неизменном виде и после его смерти.
Однако в 1899 Совет принял решение пополнять собрание, но новые поступления размещать отдельно от основного собрания.
В 1904 Дума приняла «Положение о Третьяковской галерее», где закреплялась ее роль музея русского искусства, отражающего все этапы его развития. Вскоре был приобретен ряд значительных полотен художников 18 и 1 пол. 19 в., а также произведений рубежа веков.
С 1910 по 1925 в Галерее находились картины, поступившие в дар по завещанию московского промышленника М.А.Морозова, среди которых были полотна Э.Мане, О.Ренуара, В.Ван Гога, Э.Мунка и др. Вместе с собранием С.М.Третьякова, они составили раздел новой западной живописи.
В 1925 произведения западных мастеров были переданы в Музей изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
В 1913 на должность попечителя Галереи был избран художник и историк искусства И.Э.Грабарь, с 1917 по 1925 исполнявший обязанности директора Третьяковской галереи.
В 1913–1925 Грабарь занимался созданием новой экспозиции музея. Развеской картин достигалась цель показать эволюцию искусства с выделением главных «монографических узлов». Зритель, проходя по залам, знакомился с последовательной историей русского искусства.
3 июня 1918 Третьяковская галерея была национализирована. В связи с общей перестройкой музейной системы, Третьяковская галерея окончательно определилась как ведущий музей русского искусства.
В первое послереволюционное десятилетие шел процесс централизации памятников искусства в государственных хранилищах. Собрание Галереи пополнялось через Государственный музейный фонд, в который стекались национализированные частные коллекции. Уже в 1919, из-за значительного притока работ, музейные площади были разделены на экспозицию и запасник.
В 1925 в ее собрание влились Музей иконописи и живописи (бывшее собрание И.С.Остроухова); Цветковская галерея, которая славилась коллекцией рисунков и акварелей русских художников 18–19 вв., картины и рисунки русских художников из Румянцевского музея, ядром которого были две значительные частные коллекции – Ф.И.Прянишникова и К.Т.Солдатенкова, сформировавшиеся во 2 пол. 19 в. Из Румянцевского музея поступила большая часть находящегося ныне в Третьяковской галерее наследия Александра Иванова, в том числе картина Явление Христа народу (включена в экспозицию после постройки специального зала в 1932).
С поступлением коллекции Музея живописной культуры, Галерея получила произведения художников «левых» течений и мастеров русского авангарда.
С 1930-х фонды галереи постоянно пополнялись произведениями, приобретаемыми государственной закупочной комиссией.
В результате в собрании появились великолепные коллекции художников, работавших на рубеже 19 и 20 вв.: М.В.Нестерова, К.А.Коровина, М.В.Добужинского, А.А.Осьмеркина, А.В.Шевченко и др.
Собрание музея не только выросло количественно, но и претерпело качественные изменения. Оформились самостоятельные коллекции графики и скульптуры, были созданы новые разделы – советского искусства, древнерусского искусства. Произошли изменения в составе старых коллекций, которые были доукомплектованы. Основными принципами комплектования коллекции были приобретения произведений крупнейших мастеров, в частности подготовительных работ (эскизов, этюдов) для полотен, уже находящихся в собрании галереи, приобретение произведений авторов, ранее не представленных в коллекции, в т.ч. малоизвестных художников, чье творчество имело значение для общего процесса развития русского искусства.
Коллекции в послевоенные годы
(1952–1982) продолжала пополняться, особенно значительно изменился раздел живописи 18 в. Так, Портрет М.Д.Бутурлина и Портрет неизвестного в синем кафтане расширили представление о творчестве А.П.Антропова. Портрет М.И.Мюссар существенно дополнил коллекцию работ Д.Г.Левицкого; миниатюрный Портрет Темкиной в образе Дианы В.Л.Боровиковского, видимо, предшествовал большому портрету, находящемуся в собрании галереи уже с 1925.
Долгие годы была неизвестна судьба Портрета Н.А.Грибовской (1795) работы Н.А.Аргунова. Сотрудники музея обнаружили портрет в одном из частных собраний Москвы и приобрели его для галереи.
К новым поступлениям относятся лирические пейзажи Сильвестра Щедрина и Портрет князя Н.П.Трубецкого О.А.Кипренского. Крайне редко встречаются работы основоположника крестьянского жанра в русском искусстве А.Г.Венецианова, поэтому большой удачей стало приобретение Портрета дочери (1820-е), относящегося к лучшей поре творчества художника и Портрет детей Путятиных (начало 1830-х).
Исключительную ценность представляют картины мастеров 1 пол. 19 в. В первую очередь, это картина У богородицкого дуба (1835) К.П.Брюллова и его же Портрет М.А.Алексеевой, один из лучших камерных женских образов художника..
Галерея Третьякова обладала лучшим и наиболее полным собранием картин, этюдов и эскизов А.А.Иванова. Ранний Автопортрет художника, Пейзаж с лестницей, законченный этюд Голова Иоанна Крестителя существенно обогатили коллекцию.
Тщательное изучение живописных работ, с привлечением архивного и литературного материала, позволило ввести в научный оборот вновь открытые произведения пейзажиста И.А.Иванова, И.П.Якимова, А.А.Васильева, Ф.Г.Торопова, которые ранее либо приписывались другим мастерам, либо считались работами неизвестных авторов.
Одной из главных задач при собирании живописи 2 половины 19 в. было показать важнейшие поиски художников этого времени – создание большой тематической картины. Значительно расширен был круг подготовительных работ к известным полотнам художников, находящихся в коллекции ГТГ: приобретены этюды к картинам И.Е.Репина Не ждали, Иван Грозный и его сын Иван, Крестный ход в курской губернии и т.д.
Значительно увеличилось собрание этюдов В.И.Сурикова, в частности, для картины Боярыня Морозова: Голова боярыни Морозовой (1886), Стрелец в красном кафтане, Голова юродивого и др.
Были приобретены подготовительные работы к картинам В.Г.Перова Утопленница, В.В.Пукирева Неравный брак, К.А.Савицкого В ожидании приговора суда, Спор на меже.
Одновременно заполнялся и ряд существенных лакун в широком монографическом показе творчества крупнейших мастеров этой поры. Картина 1857 Приезд станового на следствие характеризует самый ранний этап творчества В.Г. Перова. Представление о работе Перова во Франции обогатили картины Уличная сцена в Париже и Праздник в окрестностях Парижа.
Раннее творчество В.И. Сурикова пополнилось его академической программной картиной Апостол Павел объясняет догматы веры (1875) и Сценой из римского карнавала – единственным живописным произведением, написанным во время первого путешествия за границу. Были приобретены также поздние картины мастера: Посещение царевной женского монастыря (1912), Портрет О.В.Суриковой в детстве (1888), Портрет доктора А.Д. Езерского (1909).
В послевоенные годы в Третьяковскую галерею поступили пейзажи А.К.Саврасова и И.И.Левитана. Среди этих поступлений – и такие знаменитые вещи как картина Тихая обитель (1890), принесшая автору широкое признание современников, Озеро (1899) – эскиз последнего незавершенного произведения, которое художник замышлял как обобщенный образ Родины.
Одновременно с закупками Третьяковская галерея получила щедрые дары от коллекционеров. В 1977 собрание пополнилось переданной в дар коллекцией живописи и графики русского авангарда Г.Д.Костаки.
К наиболее значительным дарам относится эскиз-вариант В.А.Серова Похищение Европы (1910), полотно В.Э.Борисова-Мусатова Гармония (1899–1900), Купание красного коня (1912) К.С.Петрова-Водкина, картины Ф.А.Малявина Зеленая шаль (1914), П.В.Кузнецова Вечер в степи (1912), М.С.Сарьяна Константинополь. Собаки. (1910).
Круг работ ведущих московских живописцев конца 1900–1910-х существенно пополнился целыми группами картин. В первую очередь, это серии А.В.Лентулова Натюрморт с синим кувшином и Москва (1900–1913), Звон (1915), Тверской бульвар (1917); натюрморты 1908–1916 А.В.Куприна; группы ранних работ Р.Р.Фалька, П.П.Кончаловского.
В коллекции находятся картины официально гонимых или незаслуженно забытых мастеров 1920–1930-х, а также работы художников андеграунда 1950–1970-х.
В 2001 в Галерею были переданы произведения, представляющие новейшие течения в искусстве.
В настоящее время собрание Третьяковской галереи насчитывает более 130 тысяч экспонатов, в том числе – свыше 50 тысяч произведений искусства 20 в.
В 1985 Галерея получила статус Всесоюзного музейного объединения, в который были включены ряд московских мемориальных музеев: Дом-музей В.М.Васнецова, Музей-квартира А.М.Васнецова, Музей-мастерская А.С.Голубкиной, Дом-музей П.Д.Корина. С 1989 начал формироваться Дом-музей Н.С.Гончаровой и М.Ф.Ларионова.
Здания Третьяковской галереи.
Первоначально все собрание размещалось в жилом доме Третьяковых в Лаврушинском переулке, приобретенном семьей в начале 1850-х. Для быстро растущей коллекции особняк оказался мал, и весной 1874 картины были размещены в новом двухэтажном здании картинной галереи, отстроенном по проекту архитектора Александра Каминского – мужа сестры Третьякова. Эта галерея, состоящая из двух просторных залов, соединялась внутренним переходом с жилой частью, но имела отдельный вход с улицы, что позволило посещать экспозицию посторонним. В 1881, юридически оставаясь частной, галерея стала общедоступной для бесплатного посещения публикой, «без различия рода и звания». К концу 1880-х галерея была достроена, она с трех сторон окружила жилой дом и состояла из 14 залов.
В настоящее время галерея по-прежнему размещается в реконструированном доме Третьякова и пристройках к нему, главный фасад сооружен в 1902–1904 по проекту В.М.Васнецова.
Во время Великой Отечественной войны экспонаты Третьяковской галереи были эвакуированы в Новосибирск и Пермь. Здание частично пострадало от бомбежки. В 1944, перед возвращением коллекций, встал вопрос о расширении музейных площадей. Еще в 1936 по проекту арх. А.В.Щусева с северной стороны основного здания был построен двухэтажный корпус. Планировалась постройка аналогичного корпуса с южной стороны.
В 1982 было принято распоряжение правительства о ремонте и реконструкции Третьяковской галереи. При реконструкции предполагалось сохранить исторические постройки, к которым с севера и юга пристраивались два новых здания для административных служб. В единый архитектурный ансамбль зданий ГТГ был включен храм Святителя Николая в Толмачах 17 в., который в 1997 стал отделом Третьяковской галереи, функционируя как музей-храм.
Строительство началось в 1983, в 1985 введен в строй северный корпус, в котором расположились депозитарий (хранилище) и реставрационные мастерские. В 1989 сооружен южный корпус (Инженерный), где были построены выставочные помещения, конференц-зал, а также разместились инженерные системы и службы.
Реконструкция основного здания длилась с 1986 по 1995. Фасад, оформленный по проекту В.М.Васнецова, был сохранен и реставрирован.
За реконструкцию Третьяковской галереи архитекторы И.М.Виноградский, Г.В.Астафьев, Б.А.Климов и др., а также директор музея народный художник Ю.К.Королев (посмертно) были удостоены Государственной премии Российской Федерации.
В 1985 было принято решение об объединении Третьяковской галереи и Государственной картинной галереи СССР, располагавшейся в здании на Крымском валу, 10 (1964 – конец 1970-х, архитекторы Ю.Н.Шевердяев, Н.П.Сукоян, М.Н.Круглов и др.), с сохранением исторического названия – Государственная Третьяковская галерея. В мае 2000 на Крымском валу открылась первая в России развернутая экспозиция искусства 20 века (1910–1990), ставшая продолжением экспозиции в Лаврушинском переулке.
В перспективе – планомерное развитие музея: создание в Лаврушинском переулке «квартала искусств», открытых запасников икон и Дома графики, которые будут располагаться в историко-архитектурных памятниках в непосредственной близости к основному зданию.
Существуют проекты строительства нового здания на углу Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной, а также реконструкции здания на Крымском валу.
Ольга Морозова
Ненарокомова И.С. Павел Третьяков и его галерея. М., Галарт, 1994
Петюшенко В. Государственная Третьяковская галерея вновь открывает свои двери: некоторые итоги реконструкции, Museum, 1997, № 1 (191)
Ненарокомова И.С. Павел Третьяков и его галерея. М., Арт-Родник, 1998
Семенова Н. Третьяковка вчера – Третьяковка сегодня. – Декоративное искусство. 1998, № 7
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»