ПЕРОВ, ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
ПЕРОВ, ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (1833/1834–1882), русский художник. Родился в Тобольске 21 или 23 декабря 1833 (2 или 4 января 1834). Был незаконным сыном местного прокурора, барона Г.К.Криденера, фамилию же «Перов» дал будущему художнику в виде прозвища его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился в Арзамасской школе живописи (1846–1849) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853–1861), где одним из его наставников был С.К.Зарянко. Испытал особое влияние П.А.Федотова, мастера журнальной сатирической графики, а из зарубежных мастеров – У.Хогарта и жанристов дюссельдорфской школы. Жил в Москве. Был одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников» (1870).
Ранние произведения художника сатирически-нравоучительны, представляя собой живописные, тщательно выписанные карикатуры, в том числе на духовенство (Проповедь в селе, Сельский крестный ход на Пасхе, обе работы – 1861; Чаепитие в Мытищах, 1862). Большое значение для становления его зрелой манеры имели парижские произведения (он побывал в Париже в 1862–1864-х годах как «пенсионер» Академии художеств), в том числе эскиз Парижское гулянье. Внутренность балагана во время представления (1863). Любовь к своего рода «физиологическому очерку» в красках сохраняется у него и позже, но ирония сменяется трагическими интонациями, колорит утрачивает прежнюю пестроту. Такие картины, как Проводы покойника (1865) и Тройка. Ученики-мастеровые везут воду (1866), впечатляют силой образного обобщения; частные эпизоды жизни сельской и городской бедноты превращаются в них в символические, общечеловеческие драмы, близкие «бедняцким» темам Ф.М.Достоевского. Драматизм образов и талант обобщения достигают предельной остроты в Утопленнице и особенно в Последнем кабаке у заставы (обе картины – 1868), где город представлен как подобие тусклого, тревожно мерцающего земного ада, безжалостного к своим жертвам. Задушевная жанровая романтика переходит в символизм, пронизанный скорбным чувством бренности. Обобщенно-символичны и лучшие портреты работы мастера (А.Н.Островский, 1871; В.И.Даль, А.Н.Майков, М.П.Погодин, все портреты – 1872), достигающие беспрецедентной для русской живописи духовной напряженности. Недаром портрет Ф.М.Достоевского (1872) по праву считается лучшим в иконографии великого писателя.
Популярные жанровые картины 1870-х годов, напротив, проникнуты добродушным юмором (Птицеловы, 1870; Охотники на привале, 1871; Рыболов, 1871; Голубятник, 1874). Трактуя о делах и днях «маленьких людей», художник поэтически воспевает эти мирки увлечений и грез, но в то же время подчеркивает их иллюзорность (контраст горячей болтовни «охотников» и мрачного осеннего поля, покрытого первой порошей). Опыты исторического жанра (Никита Пустосвят. Спор о вере, 1880–1881) не принадлежат к числу шедевров Перова. Поздняя религиозная живопись (Христос в Гефсиманском саду, 1878) и театральные фантазии мастера (цикл эскизов Снегурочка, 1870-е годы) свидетельствует о близости к модерну.
В последние десятилетия жизни художник обнаруживает незаурядный талант писателя-очеркиста (рассказы Тетушка Марья, 1875; Под крестом, 1881; и другие; последнее издание – Рассказы художника, М., 1960). В 1871–1882 Перов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников были Н.А.Касаткин, С.А.Коровин, М.В.Нестеров, А.П.Рябушкин.
Умер Перов в селе Кузьминки (в те годы – под Москвой) 29 мая (10 июня) 1882.
В.Г.Перов. Выставка произведений к 150-летию со дня рождения (каталог). М., 1988
В.Г.Перов (альбом). М., 1989
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»