ГОЛЛАНДСКАЯ КЕРАМИКА
ГОЛЛАНДСКАЯ КЕРАМИКА. Керамика (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина) – наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Любой предмет, сформованный из природной глины и закрепленный сушкой на солнце или обжигом, считается гончарным изделием. Фарфор представляет собой особый вид гончарного изделия. Просвечивающий, обладающий стекловидным спекшимся черепком и в основе белый, настоящий фарфор получают из специальных сортов глины, полевых шпатов и кварца или кварцевых заменителей.
Изготовление гончарных изделий – древнее искусство, в большинстве культур предшествующее металлургии или даже ткачеству. Фарфор, однако, представляет собой значительно более позднее изобретение; впервые он появился в Китае ок. 600 н.э., а в Европе – в 18 в.
В середине 16 в. некоторые антверпенские изготовители майолики, научившиеся этому ремеслу от итальянских эмигрантов, из-за гонений на протестантов были вынуждены эмигрировать в Голландию и основали гончарные производства в Роттердаме и Харлеме. Там они изготавливали посуду и ярко расписанные стенные изразцы. Несмотря на свою популярность, эти изделия не могли сравниться по своей численности и значительности с грандиозной волной голландской керамики следующего столетия, которая превратила делфтские фаянсы в нарицательное понятие и представляет собой, вероятно, самую многочисленную группу изделий старинной расписной керамики.
В середине 17 в. корабли голландской Ост-Индской компании доставили в Нидерланды прекрасные образцы дальневосточных сине-белых и полихромных изделий. Повсюду в этой процветающей торговой стране они были встречены с большим восторгом. Однако голландские гончары не пользовались признанием и уважением в обществе и имели весьма ограниченную профессиональную поддержку со стороны гильдии. В городе Делфте гончары, которые никогда не имели в своем распоряжении достаточного количества глины и вынуждены были ввозить ее, занимали особенно скромное положение. Вплоть до 1640 только десяти горшечникам было дозволено вступить в гильдию, и их статус в обществе был настолько низким, что они даже не имели фамилий. Напротив, пивовары, от деятельности которых зависело процветание города, занимали огромные дома и пользовались большим уважением. Однако после 1640 превосходная делфтская речная вода, от которой зависело качество пива, катастрофически ухудшилась, положив конец пивоварению в этом городе.
В это же время возрос спрос на керамику. Гончары заняли опустевшие пивоварни, их ремесло разрослось и экономика Делфта была спасена. Гончары получили и общественное положение, и имена, а их мастерские – романтические названия: «Роза», «Павлин», «Три колокольчика» и «Звезда». Таким образом, после 1650 керамические изделия имели как фабричную марку, так и марку отдельного гончара. Самой ранней известной маркой – «АК», означающей Альбрехт де Кейзер, подписаны изысканные, красиво глазурованные изделия, декорированные в китайской манере. Позднее Самуэл ван Энхорн в своих мастерски исполненных вариациях на китайские темы был более оригинален. Фредерик ван Фритйом достиг замечательных успехов в создании синих пейзажей на изразцах, тарелках и вазах, а королева Мария Английская, по примеру французской, заказала знаменитому мастеру Адриану Коку сине-белые, украшенные изображениями гиацинтов вазы для Хэмптон корта.
Уровень технического мастерства гончаров был чрезвычайно высоким: широко имитировался декор сине-белого китайского фарфора; применялись муфельные краски (легкоплавкие эмали) и позолота; производились также японский (преимущественно красный) фарфор, имитации черного лака и эмалевидные фоновые поливы. Многое из того, что было свойственно голландской живописи, было присуще и декору керамических изделий, однако их формы уступали украшению. Многочисленные птичьи клетки, башмаки, скрипки, пагоды и наперстки были недостойны украшавшей их прекрасной живописи, однако это не уменьшало их популярности ни на родине, ни за рубежом. Одним из последних известных керамистов был работавший в 18 в. Закария Декстра, который стал применять роспись муфельными красками на более тонких и легких изделиях, имитировавших новый мейсенский фарфор. Затем голландская керамика утратила свою жизнеспособность.
Небольшие фабрики голландского фарфора уступали в известности Мейсену и Севру и никогда не имели большого значения.
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»