ГАТЧИНА
ГАТЧИНА – архитектурно-парковый ансамбль 18-19 вв., расположенный недалеко от Санкт-Петербурга, стилистическим центром которого является дворец, памятник мировой истории и культуры. Поначалу Гатчину с окрестными деревнями Петр I (1672–1725) подарил своей сестре Наталии Алексеевне. В 1765 Екатерина II (1729–1796) отдала Гатчину своему фавориту графу Г.Г.Орлову (1734–1783).
Строительство гатчинского ансамбля делится на три этапа. Первый период (1766–1781) связан с именем архитектора А.Ринальди (1710–1794), второй (1792–1798) – с творчеством В.Бренны (1747–1820), третий (1844–1856) – с именем Р.И.Кузьмина (1811–1867).
Дворец был заложен в 1766 и закончен в 1781 в виде охотничьего поместья на берегу Серебряного озера, вокруг был основан парк пейзажного типа. За основу проекта дворца Ринальди взял схему загородного дворянского дома с боковыми флигелями и хозяйственными дворами, но ввел новые и необычные композиционные элементы: десять граненых башен и подземный ход. Парковый фасад центрального корпуса фланкирован пятиугольными башнями, со стороны плаца углы боковых одноэтажных каре подчеркивали восьмигранные башни. Плоскостно решенному Главному корпусу были противопоставлены открытые мраморные колоннады боковых скругленных двухэтажных галерей, на втором этаже которых находились лоджии, открытые в сторону зеленого луга. По углам одноэтажных Кухонного и Конюшенного каре высятся башни. Первый этаж Главного корпуса и галерей оформлен пилястрами дорического ордера, второй этаж – парными ионическими. Со стороны дворцовой площади средняя часть фасадной стены в пять окон отодвинута вглубь, что дало возможность использовать образовавшуюся террасу как балкон. Пандус со стороны плаца и площадка лестницы паркового фасада (с другой стороны здания) украшены мраморными скульптурами Осторожность и Справедливость, Война и Мир (скульпторы Дж.Маркиори и И.-М.Морлейтер). Входы во дворец оформлены арками. Для облицовки здания дворца использовали местные известняки.
В 1783–1801 Гатчина принадлежала Павлу I (1754–1801). Над дворцово-парковым ансамблем работали ряд архитекторов, но руководил работами Бренна. По его проекту колоннады скругленных галерей были разобраны и заменены сдвоенными полуколоннами, между которыми были возведены стены и прорезаны полуциркульными окнами. В результате внутри галерей образовались новые парадные залы. Для размещения апартаментов детей Павла и его свиты Кухонное и Конюшенное каре были повышены до уровня галерей. В Конюшенном устроили театр, библиотеку, арсенал, с тех пор оно стало называться Арсенальным. Перед южным фасадом вместо зеленого луга устроили парадный плац площадью 10 000 кв. м, ограниченный рвом с водой с четырьмя перекинутыми через него мостами. При этом изменился внешний вид дворца: черты загородного дома сочетаются с элементами крепостного сооружения (фортификационные сооружения, каре). Изменялась внутренняя отделка анфилады парадных залов, приобретая торжественность.
В 1847–1851 при архитекторе Кузьмине дворцовая церковь, которая размещалась в Кухонном каре, приобрела окончательный вид.
В 1809–1811 А.Н.Воронихин (1759–1814) переделал некоторые интерьеры второго этажа для вдовствующей императрицы Марии Федоровны, а также залы третьего этажа.
В 1918 дворцы и парки Гатчины приобрели статус государственного музея. В 1941 его территория была оккупирована немецко-фашистскими войсками и разрушена, хотя часть коллекции удалось сохранить в подвалах Исаакиевского собора в Ленинграде. Работы по восстановлению дворца и парка начались сразу после войны, затем были приостановлены и возобновились в 1976. В 1985 состоялось открытие первых трех отреставрированных залов дворца, в 1990 завершена реставрация Белого зала и Тронной Марии Федоровны.
Залы дворца.
Парадные помещения размещались анфиладой в бельэтаже Главного корпуса и в галереях. В самом центре здания находится Тронная Павла I, которая является главным звеном анфилады представительных, больших залов: Мраморная столовая, Аванзал, Проходная, Белый зал, Тронная Марии Федоровны. Тронная Павла была центром и второй анфилады, обращенной в парк: Мраморная столовая, Тронная Павла, Гостиная Марии Федоровны, Парадная спальня, Овальный будуар и Кабинет.
Залы дворца сравнительно невелики, они в основном прямоугольной формы. При Ринальди залы имели купольные своды, славились рафинированной красотой, легкими полутонами, штукатурка покрывалась росписью или лепным растительным орнаментом.
Самым большим и центральным по расположению является Белый зал с пятью большими арочными окнами, обращенными в сторону балкона, выходящего на парадный плац. Зал предназначался для особо торжественных приемов, был украшен мраморными рельефами, лепным растительным декором, по его периметру располагались мраморные скульптуры. Бренна переделал плафон зала, вставив живописный холст работы итальянского художника 18 в. Бонито Геркулес на распутье (утрачен во время войны и заменен другим в 1980-е).
Почерку Бренны, как мастера интерьера, свойственна яркость декоративных приемов при сохранении единообразия. Он виртуозно использовал цвет, создавая в интерьерах ощущение торжественной приподнятости. Его творчество впитало в себя радостную напряженность барокко, переплавленную в строгие формы классицизма, и явилось провозвестником ампира.
Бренна внес разнообразие в планировочную структуру анфилад: появились залы овальные, выгнутые и вогнутые по дуге. Он укрупнял объемы помещений, соединяя несколько малых залов в один парадный. Изменилась форма перекрытий: ровное пространство плафонов (живописных или с лепными украшениями) отделялось падугами различных очертаний. В интерьерах цвет залов стал более интенсивным благодаря применению тканей в оформлении стен, использовалась также бронза, мебель, зеркала, картины, статуи.
Интерьеры центрального корпуса, обращенные окнами к парку, выделялись особой нарядностью. Полностью переделанную Бренной анфиладу открывает Аванзал (или Верхняя Кавалерская), в котором происходил развод караула по внутренним покоям дворца. Далее шла Мраморная столовая, использовавшаяся для праздничных обедов в торжественных случаях. Она оформлена мраморной колоннадой коринфского ордера, барельефами, лепниной. Тронному залу Павла I Бренна придал черты торжественности, украсил его гобеленами. Ранее здесь был кабинет фаворита Екатерины Орлова, который при Ринальди был оформлен изысканными росписями. Малиновая гостиная получила название благодаря основному тону трех гобеленов на тему «Дон Кихот», украшающих стены, и бархатной обивки французского мебельного гарнитура 18 в. Это самый праздничный интерьер Бренны во дворце: в нем много позолоты на фризе, карнизе, плафоне, лепных и резных орнаментах. В оформлении Парадной опочивальни доминируют все оттенки голубого цвета (от серебристого до синего) в сочетании с мягким розовым и зеленым, позолотой. Комнату украшали мраморные пилястры, огромные вазы Севрской мануфактуры, резная позолоченная кровать под балдахином, паркет по рисунку Бренны. Стены были покрыты шелковыми тканями с роскошными узорами, вытканными серебряными нитями. Из этой ткани же были сделаны занавеси, обивка мебели, убранство кровати, балдахин.
Далее шли комнаты императрицы: Будуар, Башенный кабинет, Туалетная. Темная проходная и Зеленая угловая комнаты вели в Тронную Марии Федоровны, из которой попадаешь в Белый зал.
Находившуюся рядом с Белым залом Китайскую комнату Бренна переделал в Картинную комнату, украсив ее стены полотнами западноевропейских художников 17–18 вв.
В боковом крыле между центральным корпусом и Кухонным каре Бренна создал три зала: Овальную комнату, Чесменскую и Малиновую галереи. Параллельно им располагалась Оружейная галерея. В противоположную сторону от центрального корпуса к Арсенальному каре Бренна построил Греческую галерею, одна стена которой была прорезана девятью полуциркульными окнами. Глухую вогнутую стену он декорировал четырьмя полотнами Гюбера Робера с видами Древнего Рима. В оформлении галереи использовались античные мотивы: медальоны с профилями античных героев, бюсты римских императоров, статуи богов и богинь.
На первом этаже центрального корпуса располагались личные и жилые комнаты Павла I: Туалетная, Овальная, Башенный кабинет. Три комнаты предназначались для дежурных офицеров (Кавалерская, Знаменная, Секретарская) и располагались рядом с Нижней Тронной, где происходили повседневные приемы.
При Николае I (1796–1855) в конце 40-х 19 в. была произведена последняя перестройка Гатчинского дворца под руководством архитектора Кузьмина. Строители увеличили высоту Кухонного и Арсенального каре до уровня галерей, изменили Бастионную стену перед дворцом. В 1850 возле Бастионной стены поставили памятник Павлу I работы скульптора И.Витали. Здания оформили гранитным цоколем, стены – парицкой плиткой, дворовые фасады каре – керамической плиткой. В Арсенальном каре во внутреннем оформлении залов использовали разные архитектурные стили: Парадный вестибюль и Мраморная лестница повторяют формы Ренессанса, сам театр решен в классическом стиле, жилые комнаты имитировали стиль рококо, несколько коридоров выполнены в стиле ложной готики. Для отделки использовали мрамор, цветное дерево, художественное литье, хрусталь, зеркала, цветные стекла. В залах располагались коллекции живописи, китайского и японского фарфора, мебели. Парадная лестница, расположенная в стороне от центральной оси здания, была украшена живописными полотнами. В Арсенальном каре, вмещавшем около 200 помещений, находились покои Николая I, Александра II (1818–1881) и Александра III (1845–1894).
Парк.
Парк Гатчинского ансамбля был выполнен в пейзажном стиле с озерами и включал в себя панораму окружающих лесов. Сады у дворца разбиты по типу голландских цветников; террасы, соединенные с лестницами, балюстрады напоминают парки Италии; площадь Коннетабль, Карпин пруд, парк Сильвия напоминают французские поместья. При этом многообразии форм, использованных при строительстве парков, Гатчина поражает единством стиля и пространственного решения. Творческая переработка приемов разных стран в организации ландшафта гармонично соединилась в парках Гатчины с пониманием русского северного пейзажа.
Архитектурно-парковый ансамбль Гатчины составляют три парка, расположенные на одной оси, объединенные общей архитектурно-планировочной идеей, ритмом открытых и закрытых пространств, общей водной системой.
Главную роль в облике парков играют водные поверхности, лежащие на разных уровнях: наверху Глухое озеро, недалеко в низине – Черное озеро, рядом с которым находится Приоратский дворец, выполненный из прессованной земли (1798) архитектором Н.Львовым. Черное озеро с двумя островами соединено с самым большим водоемом – Белым озером Дворцового парка, из которого вытекает речка Малая Гатчинка, или Теплая, проходящая по центру охотничьего парка Зверинец.
Естественный рельеф местности подчеркивается сетью дорожек, площадок, павильонов, лестниц.
Нина Байор
Гатчинский дворец. СПб, по заказу Государственного историко-художественного дворцово-паркового музея – заповедника «Гатчина»
Елкина А.С. Гатчина. Л., «Художник РСФСР», 1980
Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина. СПб, «Лениздат», 2001
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»