ПЮЖЕ, ПЬЕР
ПЮЖЕ, ПЬЕР (Puget, Pierre) (1620–1694), французский художник, корифей скульптуры национального барокко.
Пюже был крещен в Марселе 16 октября 1620. Учился у резчика деревянных скульптур для галер. В 1640–1643 жил в Италии, где был подмастерьем у Пьетро да Кортоны; помогал ему в росписи плафонов дворцов Барберини в Риме и Питти во Флоренции. В 1643–1656 работал в Марселе и Тулоне как живописец и скульптор. Излюбленным его материалом был мрамор. Испытал большое влияния Дж.Л.Бернини и не раз копировал его произведения.
Исполнил полуфигуры атлантов на фасаде ратуши в Тулоне (1643–1656); традиции римского барокко обрели в этих корчащихся атлетах трагическую остроту. Те же черты отличают и известнейшее произведение мастера – группу Милон Кротонский (1671–1684, Лувр, Париж); античный герой, отбивающийся от впившегося в него льва, выражает здесь высшую степень телесной муки. В 1659 Пюже приехал в Париж, где ненадолго вошел в круг придворных художников Людовика XIV. Посланный в Италию с целью выбрать мрамор для статуи Галльского Геркулеса, символизирующего французского короля (1660–1661, там же), вплоть до 1670 жил в Генуе, где создал ряд скульптурных работ, среди которых наиболее значителен Св. Себастьян (в церкви Санта Мария ди Кариньяно). Вернувшись на родину, по-прежнему жил в основном не в столице, а в Марселе и Тулоне, поскольку его суровый стиль не находил должного понимания при дворе.
Среди прочих его произведений – группа Персей и Андромеда (1683–1684, Лувр, Париж), созданная как композиционный противовес Милону, рельеф Александр Македонский и Диоген (ок. 1671–1693, Лувр, Париж), почти карикатурный в своем ярком жанровом реализме, и более строгий по своему образному строю рельеф Чума в Милане (1692–1694, Музей изящных искусств, Марсель).
Умер Пюже в Марселе 2 декабря 1694.
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»