ДЕЛОНЕ (ДЕЛОНЕ-ТЕРК), СОНЯ (САРА) ЕЛИЕВНА
ДЕЛОНЕ (ДЕЛОНЕ-ТЕРК), СОНЯ (САРА) ЕЛИЕВНА (1885–1979), русская художница. Родилась в Градижске (Полтавская губерния) 1 (13) ноября 1885 в семье фабричного управляющего. Рано потеряв родителей, была удочерена дядей по матери, присяжным поверенным Г.Т.Терком. С 1905 поселилась в Париже, занималась в академии Ла Палетт, где среди ее наставников были А.Озанфан и А.Дюнуайе де Сегонзак. Выйдя замуж за Р.Делоне (1910), в 1912–1913 внесла большой личный вклад в разработку его теории (и практики) живописного симультанизма (или «орфизма»). В 1914–1920 жила с мужем в основном в Испании, где познакомилась с С.П.Дягилевым, приняв участие в его антрепризе (костюмы к балету Клеопатра на музыку А.С.Аренского, 1918).
Писала абстрактные полотна с концентрическими композициями, составленными из крупных, звучных, геометрически разграниченных цветовых зон. Начинала свой путь художника-оформителя с театра, а также с искусства книги: снабдила «орфическими» орнаментами поэму Б.Сандрара Транссибирский экспресс (изданную в 1913 в виде книги-«раскладушки»); написала попутно и одноименную беспредметную «картину-ленту» (Национальный музей современного искусства, Париж). Создав свой первый текстильный эскиз (в духе ярких мозаически-многоцветных крестьянских покрывал) в 1911, в 1920-е годы разрабатывала рисунки тканей для лионских фабрик. В 1924 открыла вместе Ж.Хеймом «Симультанистский бутик» (вошедший в состав Международной выставки декоративных искусств в Париже), где демонстрировались модели деловых, вечерних и спортивных платьев из тканей подобного авангардного типа – с крупными и броскими цветовыми узорами, рассчитанными на сочетание с аналогичными декоративными ритмами модных интерьеров. В поисках универсального дизайна Делоне-Терк оформляла, наряду с одеждой, и целый ряд иных изделий – вплоть до автомобилей. Во многом именно благодаря этому стиль «ар деко», синтезирующий модерн и авангард, стал определяющим фактором межвоенной моды. Завоевания ар деко были закреплены вышедшими в Париже альбомами художницы (Ткани и ковры Сони Делоне, 1928; Композиции. Цвета. Идеи, 1930).
Художница не оставляла и станкового искусства. В 1931 стала одним из организаторов салона «Abstraction – Creation» («Абстракция – творчество»), а в 1939 – салона «Новые реальности». Внесла большой вклад в послевоенный подъем французского абстракционизма, по-прежнему сохраняя геометричную ритмику ярких, спектрально дополняющих друг друга цветов. Создавала также эскизы для мозаик и витражей, занималась керамикой, обращалась к книжной графике и текстильному дизайну. В 1975 была удостоена ордена Почетного легиона.
Умерла Делоне в Париже 5 декабря 1979.
Лейкинд О.Л. и др. Художники русского зарубежья. Биографический словарь. СПб, 1999
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»