ЧЕТЫРЕ ИСКУССТВА
ЧЕТЫРЕ ИСКУССТВА, российское художественное объединение 1920-х годов, стремившееся обеспечить высокие эстетические стандарты в период тотальной идеологизации творчества.
Образовалось в Москве в 1924–1925 по инициативе бывших участников выставки «Голубой розы» и выставок «Мира искусства». Устав был принят лишь в 1928. В качестве приоритета в нем было провозглашено «деятельное участие в социалистическом строительстве», но в декларации 1929 было сделано и такое заявление: «Художник показывает зрителю прежде всего художественное качество своей работы. Только в этом качестве выражается отношение художника к окружающему его миру». Декларировались также приверженность «живописному реализму» и важность традиций «французской школы». Таким образом, властям предлагался своеобразный компромисс – лояльность и неприятие крайних форм авангарда в обмен на уголок эстетической свободы.
В число членов-учредителей вошли Л.А.Бруни, И.С.Ефимов, К.Н.Истомин, А.И Кравченко, П.В.Кузнецов (избранный председателем), В.В.Лебедев, Л.М.Лисицкий, А.Т.Матвеев, П.В.Митурич, В.И.Мухина, И.И.Нивинский, П.Я.Павлинов, К.С.Петров-Водкин, М.С.Сарьян, Н.А.Тырса, Н.П.Ульянов, П.С.Уткин, В.А.Фаворский и др. Видную роль в обществе играли также архитекторы – И.В.Жолтовский, А.И.Таманян, В.А.Щуко и А.В.Щусев. На выставках к ним присоединилось еще много авторитетных художников. Таким образом, «Четыре искусства» могли составить вполне реальную альтернативу АХРРу – несмотря на большой численный перевес последнего. Однако, не выдержав напора полемических схваток, «Четыре искусства» самоликвидировались.
Венедиктова Е.А. Общество художников «Четыре искусства» (автореферат). М., 1992
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»