МУХИНА, ВЕРА ИГНАТЬЕВНА
МУХИНА, ВЕРА ИГНАТЬЕВНА (1889–1953), русская художница. Родилась в Риге 19 июня (1 июля) 1889 в семье богатого предпринимателя. Училась в студиях К.Ф.Юона, Н.А.Синициной, И.И.Мешкова в Москве (1909–1912), а также (в 1912–1914) в частных академиях Парижа и у Э.-А.Бурделя, оказавшего на нее особое влияние. От него Мухина унаследовала любовь к динамически-напряженным контрастам пластических форм, исполненным сильного внутреннего драматизма. Испытала также значительное воздействие кубизма.
Веяния модерна и авангарда сочетаются в графически-ритмичном дизайне мод, который Мухина разрабатывала в 1922–1923 вместе с А.А.Экстер и П.П.Ламановой. Участвовала в плане «монументальной пропаганды», создав в русле этого плана проект символического памятника Пламя революции (1922–1923, гипс, Музей революции, Москва) – с динамичной фигурой несущего факел юноши, окруженного вихрем полуабстрактных форм. Напротив, гармонически-массивна и непоколебимо спокойна ее Крестьянка (бронза, 1927, Третьяковская галерея). Выступала и как мастер героического портрета (портрет мужа, архитектора С.А.Замкова, мрамор, 1934–1935, там же).
В 1935–1937 по ее эскизам создается монумент, ставший символом советского государства, – гигантская группа Рабочий и колхозница, постаментом которой стал советский павильон на Всемирной выставке в Париже, спроектированный Б.М.Иофаном. Революционный, «сверхчеловечески» - мощный прорыв в будущее выражен здесь с гипнотической экспрессией, однако у памятника есть и второй, как бы тайный смысл, поскольку его композиционной основой явились фигуры античных героев-тираноубийц Гармодия и Аристогитона. Официальное славословие режиму подспудно переходит в протест. Еще откровенней высказалась Мухина о годах сталинского «большого террора» в некоторых неосуществленных замыслах, например в проекте памятника челюскинцам (1938, в полном виде не сохранился), где главным образом – причем размещенным в центре столицы, неподалеку от Кремля, – должна была стать фигура Борея, зловещего божества холода и тьмы.
Среди других значительных работ художницы – декоративная группа Хлеб (бронза, 1939, Третьяковская галерея), памятники Максиму Горькому в Нижнем Новгороде (1938–1939) и Москве (1951; в последнем случае Мухина выступила как соавтор И.Д.Шадра, доработав и привязав к месту его эскиз вместе с Н.Г.Зеленской и З.Г.Ивановой; Сталинская премия 1952), остродраматический, чуждый всякой парадности портрет полковника Б.А.Юсупова (гипс, 1942, Третьяковская галерея), памятник П.И.Чайковскому в Москве (1954). Она создала также эмоционально-лирические надгробия сына Горького М.А.Пешкова (1935) и Л.В.Собинова (1940–1941; обе работы – мрамор, Новодевичье кладбище).
В 1938–1953 увлекалась стеклопластикой (фигуры, декоративной посуда), вновь проявив талант дизайнера-экспериментатора. Иные же из ее послевоенных работ не выходили за рамки усредненных стереотипов «стиля триумф» (исполненная бригадным методом, вместе с Зеленской, Ивановой и другими соавторами группа Мы требуем мира!, бронза, 1950, установленная на планетарии в Волгограде; Сталинская премия 1951).
Умерла Мухина в Москве 6 октября 1953.
Мухина В.И. Литературно-критическое и художественное наследие, тт. 1–3. М., 1960
Суздалев П.К. В.И.Мухина. М., 1981
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»