АРКА
АРКА (от лат. arcus – «дуга», «изгиб»), конструкция перекрытия, составленная из блоков клиновидной формы, поддерживаемая двумя опорами. Арка была известна уже в Древнем Египте и в Греции. В архитектуре Древнего Рима ее возможности были использованы в полной мере. Ярким примером может служить здание Колизея. С наружной стороны Колизей – четырехъярусное здание. Первые три яруса образовывали аркады по 80 арок, которые опирались на мощные столбы в 2,4 м шириной. Арки были украшены приставными полуколоннами с антаблементом. На первом ярусе – тосканский ордер, на втором – ионический, на третьем – коринфский. Арки второго и третьего яруса были украшены стоявшими в них статуями (не сохранились) (см. также ОРДЕР). 80 арок нижнего яруса служили для входа и выхода зрителей, т.е. на каждый вход приходилось по 600 зрителей.
Византийские архитекторы отказались от классических ордеров, а взамен им выработали колонные опоры, капители, карнизы, фризы и архитектурные профили. В византийских произведениях пяты приподнятых арок часто ставили прямо на капители. Сочетание столба, арки, свода и купола – конструктивный признак «арочного» стиля. Этот пластический принцип неизменно присутствует во всех частях византийского храма, однако господствующим элементом остается купол.
Средневековое зодчество почти полностью основано на применении арочной конструкции. По форме кривой различают арки следующих видов: полуциркульные или полукруглые, стрельчатые, подковообразные, килевидные, ползучие (с расположением опор на разных уровнях), многолопастные и проч.
В исламской архитектуре 13–14 вв. михрабные ниши приобретают форму вложенных одна в другую стрельчатых арок. Поэтому в литературе подобные арки (в михрабе или айване) иногда называют «килевидной аркой», так как ее ниша формой напоминает перевернутую лодку.
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»