АКВАРЕЛЬ
АКВАРЕЛЬ, 1) краски, растворимые в воде, в которых в качестве связующего вещества используется растительный клей, казеин или гуммиарабик; 2) техника живописи акварельными красками или произведение, выполненное в этой технике. Растворимыми в воде красками являются также темпера, в которой связующим служит яичный желток, и гуашь – краски, приготовленные на основе растительного клея (камеди). Термин «акварель» обычно употребляется применительно к технике живописи, при работе в которой пигмент растворяют в воде и наносят на бумагу прозрачными тонкими слоями; в темпере и гуаши краски накладываются плотно, создавая непрозрачную живописную фактуру.
Акварель – древняя техника, по-видимому, впервые ее использовали египтяне. В Средние века для создания миниатюр, украшавших рукописные книги, применялась главным образом темпера. В эпоху Возрождения и в Новое время многие художники выполняли эскизы тушью с размывкой, но они рассматривались как подготовительные штудии, а не как законченные произведения искусства. Альбрехт Дюрер, выполнивший много таких эскизов, с не менее искусно писал и акварели. В 17 в. голландские художники, в особенности Рембрандт, постоянно использовали технику рисования тушью с размывкой. В Италии 18 в. Тьеполо и другие мастера барокко делали эскизы в технике монохромной (тоновой) акварели.
По мнению Лоренса Биньона, честь называться первым английским акварелистом принадлежит Джону Уайту, создавшему превосходные иллюстрации к книге Теодора Дебрая Америка (1590), но его исполнение гораздо ближе к очень графичному, натуралистическому стилю Дюрера, чем к манере работы настоящих акварелистов. Ок. 1675 английский маринист Питер Монами ввел в употребление легкие красные и серые тона, используя прозрачные краски, имеющие сходство с более поздней акварелью. С начала 18 в. акварельная живопись, основанная на прозрачных лессировках, становилась все более популярной, особенно в жанре топографического рисунка. Ок. 1750 вошли в моду гравюры с видами городов, церквей, поместий и фамильных замков. Граверам обычно помогали мастера топографического рисунка, которые подцвечивали оттиски. Однако эти изображения еще не были акварелями в собственном смысле этого слова. В конце 18 в. художники по-прежнему собственноручно готовили краски, а столь важная для этой техники бумага стала доступной только в начале 19 в.
Родоначальниками английской акварельной живописи можно назвать Уильяма Тавенера, Сэмюэла Скотта, Александра Козенса и Пола Сэндби. Ричард Уилсон и Томас Гейнсборо были первыми в Англии настоящими пейзажистами. Они отказались от топографического подхода к этому жанру и внесли в него поэтическое начало. В начале 19 в. Томас Гёртин, Уильям Тёрнер, Джон Констебл и Ричард Бонингтон своим творчеством способствовали превращению акварели в самостоятельный вид искусства. Популярность акварельной техники с середины 19 в. постоянно росла – как в Европе, так и в Америке. В США признанными мастерами акварели являются Уинслоу Хомер (1836–1910) и Джон Сингер Сарджент (1856–1925).
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»