ХОМЕР, УИНСЛОУ
ХОМЕР, УИНСЛОУ (Homer, Winslow) (1836–1910), американский художник, один из лидеров американского искусства 19 в., мастер романтического жанра.
Родился в Бостоне 24 февраля 1836 в семье предпринимателя; его мать была художником-любителем. В 1842 семья переехала в близлежащий Кембридж. Поступив на работу подмастерьем-литографом в бостонскую мастерскую Дж.Баффорда (1855), копировал рисунки известных художников, но затем стал поставлять собственные композиции в периодические издания вроде «Харперс уикли». С 1859 жил в Нью-Йорке на правах свободного художника-журналиста. Вскоре занялся и живописью.
Работал как изо-репортер «Харперс» с фронтов Гражданской войны (1861–1865), уделяя преимущественное внимание не батальным сценам, а воинскому быту. Психологически-бытовой – и пацифистской по настроению – явилась первая его значительная картина Пленные с фронта (1866, музей Метрополитен, Нью-Йорк). В 1866 побывал во Франции. С годами его колорит становился все светлее, а в жанровых сценах все большее значение обретала вольная природа, олицетворениями которой выступали фигуры людей – к примеру, школьники, играющие на лугу в картине Обеденный час (1872–1873, Художественный музей, Детройт). Важную роль в деле «раскрепощения» колорита сыграло обращение художника к акварели (с 1873). Хомер все чаще уединялся для пленэрной работы у берега моря – в рыбацкой деревушке Тайнемут в Англии (1881–1883) либо на атлантическом побережье США, в местечке Праутс-Нек (шт. Массачусетс; с 1883). В 1884–1885 предпринял путешествия в канадский Ньюфаундленд и на Багамские острова. Этапной в развитии излюбленной темы «человек и море» стала картина Линия жизни (1884, Художественный музей, Филадельфия) – с изображением спасенной жертвы кораблекрушения. Темпераментная романтика образов мастера переходит в символизм, где природные стихии получают равные драматические права рядом с человеком.
К поздним и в то же время наиболее зрелым вещам Хомера принадлежат Охотник и гончая (1892, Национальная галерея, Вашингтон) – со сценой борьбы раненого оленя и охотника, и знаменитый Гольфстрим (1899, музей Метрополитен, Нью-Йорк) – с одиноким рыбаком-негром, затерянным среди бурного, кишащего акулами океана в лодке, лишившейся мачты. Мастер пишет также блестящие анималистические и чисто пейзажные морские картины и этюды, достигая в эти годы особой свободы и красочной насыщенности мазка.
Умер Хомер в Праутс-Неке 29 сентября 1910.
Чегодаев А.Д. Искусство Соединенных Штатов от войны за независимость до наших дней. М., 1960
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»