ВЭЙ ЮАНЬ
ВЭЙ ЮАНЬ, Вэй Ханьши, Вэй Мошэнь (1794–1856(7)), китайский философ-неоконфуцианец, ученый-энциклопедист, литератор и политический деятель, представитель «школы новых текстов» («школы текстов новых письмен»), воссозданной в 18 в. Родился 23 апре ля 1794 в Шаояне провинции Хунань в семье чиновника, находился на государственной службе, в 1844 получил высшую ученую степень цзиньши, дружил с Гун Цзычжэнем (1792–1841) и Линь Цзэсюем (1775–1850). Взгляды Вэй Юаня отражены в сборнике эссе Гувэйтан цзи (Собрание [сочинений] из Зала древних сокровенностей, 1878), состоящем из 10 цзюаней («свитков») и включающем его главное философское сочинение Мо гу (Записки Молчальника [Мо]). В 1909 сборник переиздан под заглавием Вэй Мошэнь вэнь цзи (Собрание прозы Вэй Мошэня). Писал комментарии к древнекитайской классике, из которых наиболее значительный – Лао-цзы бэнь и (Коренной смысл [сочинения] Лао-цзы), содержащий оригинальную разбивку текста Дао дэ цзина на 68, а не на 81 параграф и включенный в состав канонической серии Чжу цзы цзи чэн (Корпус философской классики). Вэй Юань создал также историко-политические и страноведческие труды: Шэн у цзи (Записки о священной войне, 1842), Юань ши синь бянь (Новая редакция истории [династии] Юань, издание 1905), Хай го ту чжи (Описания заморских государств [с приложением] карт, 1849). В последнем сочинении, основанном на работе Линь Цзэсюя Сы чжоу чжи (Сведения о четырех материках) и, по утверждению некоторых историков, известном в Японии в эпоху «революции Мэйдзи», были использованы также сведения из западных источников, что было новаторством для Китая того времени. Продолжением концепции Вэй Юаня в политике стал лозунг: «Руками варваров управлять варварами».
После поражения Китая в «опиумной войне» Вэй Юань одним из первых выдвинул программу модернизации страны путем заимствования западных научно-технических достижений, получившую впоследствии название «политика усвоения заморских дел». Утверждая, что в мире нет неизменных законов (фа1), Вэй Юань пытался проводить практические преобразования в области транспортировки хлебного налога, контроля над добычей и сбытом соли, ирригации и т.п., выступал за отмену экзаменацоинной системы (кэ цзюй). Он считал практический, прежде всего личный, опыт критерием «истины и лжи» (ши фэй), отождествляемых с «пользой и вредом» (ли хай), и заявлял, что без действия (син3) не может быть знания (чжи2). По Вэй Юаню, образующие мир «превращения пневмы» (ци хуа) представляют собой ни на миг не замирающий процесс изменений, источник которого – универсальная «двойственность» (дуй) явлений. Все членится на пары противоположностей, в которых один элемент – «главенствующий» (чжу), а другой – «содействующий» (фу). Противоположности содержатся друг в друге, превращаются друг в друга. Человек способен к творческому самосозиданию («сотворению превращений – цзао хуа) посредством сознательного и методического приобщения к творческому самосозиданию природы, с которой он связан единством «духовной энергии» (лин шуан). Человеческие проблемы разрешаются в процессе взаимодействия различных мнений. Философские и социально-политические взгляды Вэй Юаня оказали глубокое влияние на последующее реформаторское движение (см. КАН ЮВЭЙ; ЛЯН ЦИЧАО;.
Умер Вэй Юань в Ханчжоу провинции Чжэцзян.
Вэй Юань. Предисловие к сборнику «Материалы эпохи царствующей династии», «Записки Мо». – В кн.: Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840–1898). М., 1961
История китайской философии. М., 1989
История политических и правовых учений 19 в. М., 1993
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Ответь на вопросы викторины «Философия»