КАН ЮВЭЙ
КАН ЮВЭЙ, Кан Наньхай, Кан Гуанся, Кан Цзуи, Кан Чансу, Кан Гэншэн, Кан Минъи. Китайский мыслитель, философ, ученый, государственный и общественный деятель, лидер реформаторского движения за в Китае на рубеже 19–20 вв. Родился 19 марта 1858 в уезде Наньхай провинции Гуандун. Выходец из интеллигентной помещичье-чиновничьей семьи, возводившей свою родословную к концу II тысячелетия до н.э. и насчитывавшей 13 поколений ученых. С детства проявил экстраординарные умственные способности. В 11 лет после смерти отца оказался на попечении деда, начальника областного департамента просвещения, под руководством которого получил традиционное домашнее образование. С 19 лет учился у Чжу Цыци (1807–1881), известного знатока неоконфуцианства и сторонника школы Лу Цзююаня (1139–1193) – Ван Янмина (1472–1529); в 21 год после длительной медитации прозрел в себе «совершенномудрие». С молодых лет изучение классического конфуцианства и неоконфуцианства сочетал с глубоким интересом к буддизму и западным естественным наукам.
В 1879 впервые посетил Гонконг, после чего начал активно штудировать литературу о странах Запада. В 1882 и 1888 не сумел сдать экзамен на вторую ученую степень цзюйжэнь. В 1884–1885 создал основу своего главного труда Да тун шу (Книга о Великом единении), содержащего идеи конфуцианизированной коммунистической утопии, но по цензурным соображениям не решился на публикацию. В 1888, будучи вольнослушателем столичной академии Гоцзыцзянь, направил первый (не достигший адресата) меморандум императору Дэ-цзуну (Гуансюй, правил в 1875–1908) с программой социальных реформ, предполагавшей введение парламентаризма.
В 1889 вернулся в родную провинцию Гуандун, где в 1891 издал книгу Синь сюэ вэй цзин као (Исследование поддельных канонов синьского учения), в которой выступил против «каноноведческой школы текстов старых письмен» (гу вэнь цзин сюэ) и ее ведущего представителя Лю Синя (58 до н.э. – 23 н.э.), который при династии Синь (8–25 н.э.) добился официального признания своей версии канонических конфуцианских текстов, написанных «старыми письменами», т.е. иероглифами, использовавшимися до реформы письменности при династии Цинь (221–207 до н.э.). Доказывая поддельный характер канонов в версии школы текстов старых письмен, или «синьского учения», Кан Ювэй выступил как апологет противостоявшей ей «каноноведческой школы текстов новых письмен» (цзинь вэнь цзин сюэ), опиравшейся на конфуцианские каноны, написанные реформированной иероглификой. У истоков учения этой школы стоял Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), оно нашло продолжение в творчестве Хэ Сю (2 в.), в 18 в. его возродил Чжуан Цуньюй (1719–1788), в 19 в. развили сначала Лю Фэнлу (1776–1829), Линь Цзэсюй (1785–1850), Гун Цзычжэнь (1792–1841), Вэй Юань (1794–1856), а затем Ляо Пин (1852–1932) и Кан Ювэй.
Согласно последнему, Конфуций был не пересказчиком взглядов древних совершенномудрых, а оригинальным социальным философом и основоположником новой религии, т.е. не просто мудрецом, но и святым, «некоронованным царем» (су ван), установившим «совершенномудрый закон изменения правления» (гай чжи чжи шэн фа), что нашло отражение в канонах, написанных «новыми письменами», но было фальсифицировано Лю Синем в угоду узурпатору Ван Ману, основавшему фальшивую династию Синь. В этих построениях конкретная текстология сочеталась с вольным изображением Конфуция в духе реформаторской идеологии самого Кан Ювэя. Официальные круги восприняли книгу как крамолу и добились издания императорского указа с повелением публично сжечь печатные доски с ее текстом и запретить ее распространение. Подобные же указы были выпущены в 1892 и 1900, в результате чего второй раз она увидела свет только в 1917. Следующая книга Кан Ювэя, реконструировавшая «подлинное» конфуцианство как протореформаторство Кун-цзы гай чжи као (Исследование [учения] Конфуция об изменении правления) была написана в 1892, но также ждала публикации до 1913.
В 1891 в столице провинции Гуандун и крупнейшем городе южного Китая Гуанчжоу (Кантон) Кан Ювэй создал частную школу, в которой преподавание конфуцианских дисциплин сочеталось с буддизмом, даосизмом, естественными и гуманитарными науками Запада. В 1893 он получил вторую ученую степень цзюйжэнь. В 1895, прибыв в Пекин для сдачи экзаменов на высшую степень цзиньши, он возглавил спровоцированное поражением страны в японо-китайской войне 1894–1895 движение собравшихся в столице более 1200 цзюйжэней, направивших императору написанный Кан Ювэем и его учениками Лян Цичао (1873–1923) и Май Мэнхуа (1875–1916) коллективный меморандум в 10 000 слов с предложением реформ, включавших, в частности, активное привлечение на службу китайских эмигрантов, проживающих за границей, перенесение столицы из Пекина в более древний Сиань, выпуск государственным банком бумажных денег, чеканку разменной монеты, создание государственной почтовой системы, превращение конфуцианства в полноценную общегосударственную религию и создание при императоре выборного совещательного органа.
В 1895, получив степень цзиньши и став делопроизводителем в Приказе общественных работ в Пекине, Кан Ювэй начал издавать единственную в столице неофициальную газету на китайском языке и организовал политический клуб «Общество науки об усилении [государства]» (Цян сюэ хой). Однако в том же 1895 эта деятельность была запрещена, и Кан Ювэй был вынужден вернуться к педагогической работе в провинции. В 1898 он возобновил свою политическую активность, основав в столице сначала вместе с земляками-гуандунцами Гуандунское научное общество (Юэ сюэ хой), а затем всекитайское Общество защиты государства (Бао го хой). Отстаивая тезис «Изменение – это Путь (дао) неба», Кан Ювэй в докладах на высочайшее имя (а всего их было семь) рекомендовал повторить опыт японской «революции Мэйдзи» (1867–1868) и реформ Петра I, посвятив последним специальное произведение – Направленная вверх предварительная записка об административных реформах Российского [царя] Петра Великого (Цзинь-чэн Элосы Да Бидэ бянь чжэн цзи сюй). Среди разрабатывавшихся им грандиозных проектов переустройства Срединной империи был план переселения китайцев в Бразилию для основания ими там Нового Китая.
После двухчасовой аудиенции 16 июня 1898 Дэ-цзун назначил Кан Ювэя прикомандированным секретарем Главного управления иностранных дел с правом непосредственного доклада императору и принял его предложения, отразив их в указе «Об установлении основной линии государственной [политики]» (Мин дин го ши), ознаменовавшем начало кратковременного периода «ста дней реформ» (11 июня – 20 сентября 1898). Кан Ювэй предполагал отменить традиционную систему экзаменов на ученые степени, создать университет в Пекине и учебные заведения западного образца в провинции, учредить принятие государственного бюджета, провести модернизацию армии и флота, преобразование административной системы и другое. Конец этой реформаторской деятельности положили предательство генерала Юань Шикая (1859–1916) и дворцовый переворот вдовствующей императрицы Цыси (1835–1908), поместившей Дэ-цзуна под домашний арест и узурпировавшей власть. Кан Ювэю, приговоренному к смерти, удалось скрыться с помощью англичан в Гонконге. Шесть других руководителей партии реформ, в том числе Тань Сытун (1865–1898) и брат Кан Ювэя Кан Юпу (1867–1898), были казнены без суда и следствия в сентябре того же года.
Следующие шестнадцать лет Кан Ювэй провел в эмиграции, странствуя по миру. Продолжая возлагать надежды на Дэ-цзуна, в 1899 в Канаде он основал Партию защиты императора (Бао хуан дан). После свержения империи в 1911 Кан Ювэй выступал за ее восстановление на конституционной основе и участвовал в провалившихся попытках реставрации в 1917 и 1924. В опубликованном в 1915 проекте первой конституции Китайской Республики провозглашалась институциализация конфуцианства как государственной религии, однако эта конституция не была принята. В конце жизни он оказался всеми покинут, и в разочаровании от неуспеха грандиозных замыслов сам стремился отрешиться от мира в «небесном странствии» (тянь ю), но умер от пищевого отравления в г. Циндао провинции Шаньдун 31 марта 1927.
Основной проблемой, над которой всю жизнь бился Кан Ювэй и которая стала камнем преткновения для всех китайских мыслителей конца 19 – начала 20 вв., являлась модернизация страны при сохранении ее культурной идентичности. Стараясь решить эту проблему, Кан Ювэй искал аналог западной теории социального прогресса в классической конфуцианской литературе, в результате чего основным видом творчества для него стали комментарии: Чунь-цю Дун-ши сюэ (Учение господина Дун [Чжуншу] о „Веснах и осенях"), Чжун юн чжу (Комментарий к „Срединному и неизменному"), Лунь юй чжу (Комментарий к „Суждениям и беседам"), Ли юнь чжу (Комментарий к [главе] „Циркуляция благопристойности" [„Записок о благопристойности"]), Мэн-цзы вэй (Тонкости „Мэн-цзы") и другие.
Главная теоретическая работа Кан Ювэя – Книга о Великом единении (Да тун шу, 1884–1902) в 19 в. оставалась известной лишь узкому кругу единомышленников автора и была опубликована только после Синьхайской революции 1911 (частично – в 1913, а полностью – уже после смерти автора, в 1935). Давшую название книге утопическую концепцию общества Великого единения (да тун) Кан Ювэй почерпнул из главы 9 Ли юнь (Циркуляция благопристойности или Действенность ритуала) конфуцианского канона Ли цзи (Записки о благопристойности), в которой он усмотрел «сущность великого учения Конфуция». В этом тексте, происхождение которого исследователи связывают не только с конфуцианством, но и с даосизмом, моизмом и другими философскими школами древнего Китая, устами Конфуция описываются два состояния общества: прежнее идеальное – Великое единение: «Когда действовало Великое дао, Поднебесная принадлежала всем» и современное приемлемое – Малое процветание (сяо кан): «Ныне, когда Великое дао уже скрылось, Поднебесная принадлежит [отдельным] семьям», – что обычно трактуется как противопоставление идеи всеобщего равенства и принадлежности всего всем, с одной стороны, и разделенности мира – с другой. Кан Ювэй определил, что «Путем» (дао) общества Великого единения является «циркуляция гуманности» (жэнь юнь), а «путем» общества Малого процветания – «циркуляция благопристойности» (ли юнь), и в последнем состоянии Китай пребывает со времен Конфуция, более двух тысяч лет.
Эту концепцию Кан Ювэй связал с идущей от Мэн-цзы (4–3 вв. до н.э.), Дун Чжуншу, школы текстов новых письмен, традиции Гунъян чжуань (Комментарий Гунъяна [к „Чунь цю"], 5–2 вв. до н.э.) и сформулированной Хэ Сю историософской доктриной трех стадий развития общества. В соответствии с традиционным китайским мировоззрением, представляющим мир как пространственно-временной континуум, эта доктрина предполагала корреляцию стадиальных изменений во времени и пространстве: «Для эпохи Пребывания в хаосе (цзюй луань) внутренним является отдельное [китайское] государство, а внешним – весь Китай; для эпохи Подъема к равновесию (шэн пин) внутренним является весь Китай, а внешним – варварское [окружение]: для эпохи Великого равновесия (тай пин) далекое и близкое, великое и малое становятся едины» (Лунь юй чжу).
Кан Ювэй интерпретировал текст Ли юни как описание троичного цикла инволюции от эпохи Великого равновесия в «золотой век» древности, когда действовало Великое дао, т.е. осуществлялся «путь» Великого единения, к эпохе Подъема к равновесию в период трех первых династий (23–8 вв. до н.э.), когда воцарился «путь» Малого умиротворения, и, наконец, к эпохе Пребывания в хаосе при жизни Конфуция (6–5 вв. до н.э.), когда также имело место Малое умиротворение. Новаторским достижением Кан Ювэя стала трансформация этой традиционной инволюционной последовательности в эволюционную, согласно которой за эпохой Пребывания в хаосе, все еще господствующей на земле, должна настать эпоха Подъема к равновесию, к которой ближе всего подошли Европа и Америка, а затем в еще более отдаленном будущем последует и эпоха Великого равновесия с соответствующей сменой Малого процветания на Великое единение во всем мире. С каждой из эпох в эволюционной последовательности соотносился и определенный общественный строй: самодержавие, конституционная монархия, демократическая республика.
Вместе с тем термин «три эпохи» (сань ши) имел у Кан Ювэя и самый общий методологический смысл, подобно «двум образцам» (лян и) – инь и ян или «пяти элементам» (у син). В каждой из эпох выделялся такой же троичный цикл, равно как и в каждой фазе последнего и так далее, в результате чего количество возможных элементов всей историософской конструкции подчинялось прогрессии: 3, 9, 81,... Ґ, показывающей неограниченность развития и после наступления Великого равновесия вместе с Великим единением. В соответствии с двояким смыслом «эпоха – мир», присущим иероглифу «ши» из терминологического бинома «сань ши», эта дифференциация мыслилась как во временном, так и в пространственном аспекте, и второй из них иллюстрировался существованием внутри прогрессивной Америки диких индейцев, а внутри цивилизованного Китая примитивных племен мяо, яо, чжуан и ли.
Основу идеала «освобождения человечества от страданий и достижения высшего счастья» в Великом единении, соотнесенного и с руссоистским понятием естественного права (тянь юй жэнь чжи цюань), и с английским утилитаризмом, и с буддийской концепцией страдания, составляли представления о мире, избавленном от государственных, расовых, классовых, сословных, семейных, половых и других перегородок; о Поднебесной, находящейся в совместном владении всех ее жителей, а не одного правителя или его клана; об избрании мудрых и достойных на все руководящие должности, а не о передаче их по наследству; о равенстве и независимости, взаимном невмешательстве и запрете на убийства и войны в отношениях между людьми и государствами. В этом идеальном состоянии предполагалось даже удовлетворение желания физического бессмертия, хотя ранее Кан Ювэй объявлял бессмертие одной из причин страдания.
Первыми шагами к установлению Великого единения могли бы стать добровольные альтруистические поступки вроде отказа от наследственных прав на имущество, добровольных отчислений на общественные нужды и тому подобное. Наступление Великого единения должно быть ознаменовано учреждением всемирного правительства, введением единого международного языка, упразднением частной собственности и заменой института семьи временными брачными соглашениями. В религиозной области предполагалось возобладание буддизма при постепенном отмирании всех прочих религий как пренебрегающих телесностью, уничижающих женщин или освящающих социально-экономические различия между людьми.
Кан Ювэй полагал, что во множестве миров во Вселенной инопланетные мужчины и женщины живут жизнью, похожей на земную. Теоретическую основу подобной убежденности, а также веры в то, что все рожденные на Земле – единоутробные братья, составляет фундаментальная конфуцианская идея единотелесности мироздания. Следуя своей экуменической установке и привлекая достижения современного ему западного естествознания, Кан Ювэй трансформировал эту идею в тезис о единой космической субстанции – пневме (ци1), которая знаменует собой органическую связь человека с другими людьми и природой, проявляясь в нем как чувство сострадания, и которая на Западе именуется эфиром. Тончайшую форму пневмы – дух (шэнь1) Кан Ювэй отождествлял с электричеством.
В целом построения Кан Ювэя оказались далеки от реализации, поскольку консерваторам представлялись слишком радикальными, а радикалам – слишком консервативными, но тем не менее они повлияли на развитие утопической мысли, а также способствовали включению традиционной китайской культуры в диалог с Западом.
Тайпинское восстание. М., 1960
Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840–1898). М., 1961
Философская энциклопедия, т. 2. М., 1962
Новая история Китая. М., 1972
Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае и Кан Ю-вэй. М., 1980
Борох Л.Н. Общественная мысль Китая и социализм (начало XX века). М., 1984
Фельбер Р. Учение Кан Ювэя о мире Да-тун – теория утопического коммунизма или положительный идеал либеральных реформаторов? – В кн.: Общественно-политическая мысль в Китае (конец XIX – начало XX в.). М., 1988
История китайской философии. М., 1989
Кобзев А.И. Китай. – В кн.: История политических и правовых учений XIX в. М., 1993
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998
Великие мыслители Востока. М., 1998
Ответь на вопросы викторины «Философия»