МЕГА-ГОРОД
МЕГА-ГОРОД. Масштабное разворачивание урбанизации в мировом пространстве с начала 19 в. сопровождалось ростом больших и крупных городов. В них концентрировалась промышленность, деловая и интеллектуальная активность, транспорт, информационно-коммуникативные связи, управленческие функции, банки, важные исторические и культурные ценности и т.д. И современная, индустриальная урбанизация прямо трактовалась как характерный для капитализма процесс сосредоточения промышленности и населения в крупных городах.
Большие города существовали всегда, но представление о них не оставалось постоянным. До 19 в. к таким городам относились населенные пункты численностью свыше 100 тыс. человек. Случалось, что некоторые города-столицы древних империй в годы их успешного развития достигали 100–250 тыс. жителей: Ниневия в 650 до н.э. – 120 тыс. жителей, Вавилон – в 430 до н.э. – 250 тыс., Мемфис – 100 тыс. В греко-римскую эпоху, в период ее подъема (6 в. до н.э. – 4 в. н.э.), города были многолюдны. Это Сиракузы и Карфаген, Рим (320 тыс. – в 147 до н.э., 486 тыс. – в 57 до н.э., 650 тыс. – в 100 н.э.), Константинополь – центр Восточно-Римской империи (500 тыс. – в 450–650).
С 800 по 1800 самые крупные города мира находились на Востоке чаще всего в Китае, но с китайскими городами нередко соперничали арабские, индийские. Багдад и Пекин во времена своего расцвета достигали больших размеров – 500 тыс. и даже свыше 1 млн. жителей. В Европе большими городами были Париж (275 тыс. жителей в 1400), Милан и Брюгге (по 125 тыс.), Венеция (110 тыс.). Но городов подобных величин до 19 в. в мире было немного.
К 1800 – к исторической дате, условно олицетворяющей конец традиционной/доиндустриальной урбанизации, на земном шаре насчитывалось 750 городов с населением более 5 тыс. жителей, из них 50–65 имели свыше 100 тыс. и 6 – более 500 тыс. человек. В 1900 городов с населением более 100 тыс. было уже 300, из них 43 насчитывали более 500 тыс., а 16 – свыше 1 млн. жителей.
Бурный рост больших городов в 19 в. объективно обусловил появление особой категории городских поселений – города-миллионеры. В 1900 самыми крупными были Лондон (4536 тыс.), Нью-Йорк (3437 тыс.), Париж (2714 тыс.), Берлин (1890 тыс.), Чикаго (1699 тыс.), Вена (1662 тыс.), Токио (1497 тыс.), Петербург (1265 тыс.).
Рост крупных городов и их пригородов порождал тенденцию к слиянию близлежащих больших и малых поселений в гигантские урбанизированные агломерации или конурбации как их тогда называли. К началу 20 в. такого рода новые урбанистические образования появились в ряде районов Великобритании, Центральной Шотландии, Германии.
В 20 в. рост городов-миллионеров ускорился, а со второй половины разрастание-«расползание» городов становится универсальным процессом и глобальной проблемой. В этот процесс втягиваются все регионы мира независимо от уровня урбанизации, социально-экономического и культурно-исторического их развития.
В первой половине 20 в. количество городов-миллионеров увеличилось с 16 до 75–80, а с 1950 по 1990 с 77 до 275, и суммарная численность их населения – с 187 до 800 млн. человек. К 2010 их число достигнет 511 и к 2025 – 639. В 1985 на долю развитых стран приходилось 110 городов-миллионеров, а на все остальные – 146, к 2025 прогнозируется иное соотношение: 153 будет в развитом мире и 486 – в развивающемся.
Со второй половины 20 в. рост крупных городов мира осуществляется преимущественно за счет развивающихся стран.
В справочниках ООН из разнообразной и количественно значительной категории городов-миллионеров в самостоятельную группу выделены и четко определены сверхкрупные города – мега-города (мегаполисы метрополисы) и метрополитенские ареалы с населением 8 млн. человек и более. В 1950 только Нью-Йорк и Лондон превышали указанную численность населения, в 1960 к ним присоединились Токио и Пекин, а в 1970 количество мега-городов увеличилось до 11, в том числе 5 приходилось на развивающиеся страны (Мехико, Пекин, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро).
Общее число мега-городов на Западе достигло цифры шесть к 1970 и с этого периода не меняется. Рост мега-городов, начавшись на Западе и достигнув своих пределов в этой части мира, динамично продолжается в развивающихся странах. В 2000 число мега-городов выросло в них до 19, к 2015 увеличится до 27. В состав мега-городов с населением свыше 10 млн. жителей входят многие города-гиганты Азии – Бомбей, Большая-Манила, Джакарта, Сеул и другие.
Проблема мега-городов, осознанная как общемировая тенденция, которая отражает важный стадиально-урбанизированный смысл, получила название «мегаполизации» или «метрополизации», в том случае, когда в стране один мега-город и он, как правило, столица – метрополис.
Новые пространственные формы урбанизации тесно связаны с субурбанизацией – территориальным разрастанием крупнейших центров за счет ближней и дальней городской и негородской периферии. Одновременно происходит и децентрализация – отток жителей из исторически сложившихся центральных кварталов, из которых горожане переселяются жить и нередко работать в субурбии, периферийные, более благополучные, экологически чистые районы и городки. Это важное и интересное явление получило определение «городская жизнь вне города». Горожане, переезжая в пригороды и более отдаленные районы, способствуют распространению городского образа жизни и урбанизма. Подобному разрастанию – территориально-пространственному увеличению мега-городов – препятствует все та же субурбанизация: рост одного мега-города – ограничен ростом другого. Продолжающийся «встречный» рост мега-городов приводит к формированию новых пространственных образований – сплошной урбанизированной территории. В результате срастания близко расположенных крупнейших городов образуются высокоурбанизированные пространственные структуры, получившие название – «мегалополисы», а сам процесс стал именоваться «мегалополизацией».
Термин «мегалополис» был предложен французским исследователем Ж.Готтманном, который в 1961 опубликовал книгу об урбанизированном регионе США, разместившемся на обширной территории от Бостона до Вашингтона и названном им «Мегалополисом». Впоследствии этот термин стал родовым понятием в урбанистике. Описанный Готтманном супергород состоит из переходящих друг в друга городских агломераций на Атлантическом побережье – Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Вашингтона и ряда других менее крупных (всего 40 агломераций). В 1990-е годы протяженность этого супергорода была около 1000 км и ширина местами достигала 200 км, общая площадь 140–170 тыс. кв. км, на которой проживало 50 млн. человек (20% всего населения США) и производилось 25% условно чистой промышленной продукции страны. К подобным образованиям относятся еще два мегалополиса в США: первый сформировался от слияния агломераций Чикаго, Детройта, Кливленда, Питтсбурга и примыкающих к ним поселений (всего 35 с населением 35–40 млн. жителей) на южном побережье Великих озер; второй – от Сан-Франциско до Лос-Анджелеса и далее до Сан-Диего с населением около 20 млн. человек.
Мегалополисы появились и в других регионах мира: английский включает главные центры – Лондон, Бирмингем, Манчестер, Ливерпуль и концентрирует свыше половины населения страны. Столь же огромны мегалополисы в Западных Нидерландах – Рандстадт и Германии – Рейн-Рур, расположенные вдоль нижнего и среднего течения Рейна. Доминирующее положение в городской структуре Японии принадлежит мегалополису Токайдо (около 70 млн. человек, или 60% населения страны и 2/3 ее промышленного производства). Своеобразные урбанизированные зоны мегалополисного типа в 1980–1990 формировались в Бразилии (Сан-Паулу – Рио-де-Жанейро –Белу – Оризонте), в Египте (Каир – Александрия), в Индии (Калькутта –Асансол – долина реки Дамодар), в Канаде (от Квебека до Виндзора), Китае и т.д. В России в 1990 было 13 городов-миллионеров и только один мега-город Москва с населением около 9 млн. человек, следующий за ней Санкт-Петербург (около 5 млн.). Все остальные города (11) не достигали 2 млн. жителей – Нижний-Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Самара и т.д.
Зоя Галич
Готтманн Ж. Мегалополис, или урбанизация северо-восточного побережья США // География городов. М., 1965
Костинский Г.Д. Основные черты и тенденции формирования мегалополисов в развитых капиталистических странах // Известия АН СССР. Серия география. 1977, № 6
Population growth and Policies in mega-cities: Metro-Manila. UN: N.Y., 1986
Population growth and Policies in mega-cities: Seoul. UN: N.Y., 1986
The Metropolis Era. /Eds. M. Dogan, J.O. Kasarda. L., 1988. Vol. 1
A World Giant Cities. L., 1988. Vol. 2
Population growth and Policies in mega-cities: Jakarta. UN: N.Y., 1989
Города-гиганты Нусантары и проблемы их развития. М., 1995
Моисеев Н.Н. Мегалополисы // Свободная мысль. 1997, № 3
Мегаполис на рубеже веков. Социально-экономические и экологические аспекты. Экономические и социальные проблемы России 2000. Вып. 1. М., 2000
Ответь на вопросы викторины «История в фактах»