ЛИНЬ ЦЗЭСЮЙ
ЛИНЬ ЦЗЭСЮЙ. Линь Вэньчжун, китайский государственный деятель, мыслитель, ученый, литератор и каллиграф.
Родился в помещичьей семье 30 августа 1785 в уезде Хоугуань провинции Фуцзянь, в 1811 получил высшую ученую степень цзиньши, был принят в академию Ханьлинь. С 1820, находясь на государственной службе, занимал высокие административные посты. В 1838, будучи наместником южных провинций Хунань и Хубэй, начал активную борьбу с практикой курения опиума в опиумной торговлей, основанной на английском импорте. После его докладов двору указом 31 декабря 1838 Линь Цзэсюй был назначен императорским комиссаром и командующим военно-морскими силами в приморскую провинцию Гуандун, где развернул успешную деятельность, в ходе которой обращался с посланиями к английской королеве Виктории, предлагая запретить наркотик на землях Британской империи (1839, 1840). После начала первой «опиумной» войны (1840–1842) он как сторонник самых решительных мер против англичан и наиболее раздражавшее их лицо был смещен со всех занимаемых им постов, а в 1842 отправлен в далекую от побережья область Синьцзян. В 1845 Линь Цзэсюй был вновь привлечен к государственной службе, а в 1850 отправлен на подавление Тайпинского восстания (1850–1864), но по дороге скончался 22 ноября 1850 в Чаочжоу провинции Гуандун. После смерти ему были оказаны высокие почести: присвоен титул Вэньчжун-гун (князь Культурности и Преданности), табличка с его именем установлена в Храме прославленных чиновников (Мин хуань цы) в Юньнани (1851) и в Цзянсу (1865), в 1852 в его честь возведен специальный храм в Сиани (провинция Шэньси) и два храма посвящены ему в Фучжоу.
В постимперский период в 1929 китайское правительство установило в его честь памятный мемориал и объявило 3 июня, когда Линь Цзэсюй впервые приступил к уничтожению опиума, общенациональным Днем запрета на опиум.
Будучи свидетелем нарастания кризисных явлений внутри Китайского государства и ослабления его конкурентоспособности во взаимоотношениях с внешним миром, который традиционно рассматривался как «варварский», т.е. культурно менее развитый, Линь Цзэсюй стал развивать критическое направление в интеллектуально доминировавшей неоконфуцианской мысли, сформировавшееся в 18 в. во вновь воссозданную Чжуан Цуньюем (1719–1788) и Лю Фэнлу (1776–1829) «школу текстов новых письмен» (цзинь вэнь цзин сюэ). Виднейшими представителями этого направления в первой половине 19 в. помимо самого Линь Цзэсюя явились Гун Цзычжэнь (1792–1841) и Вэй Юань (1794–1856). В 1830 они организовали Сюаньнаньское поэтическое общество, распространявшее реформаторские идеи. При всем относительном радикализме их призывов к «изменению законов» (гэн фа, гай фа, бянь фа) предполагаемые нововведения все же ограничивались сферой наличной социально-политической реальности и не распространялись на стоявшие за ней основополагающие принципы (дао). Кроме того, сторонники школы стремились связать традиционную науку, в которой господствовали философия, филология и история, с общей теорией государственного управления, которую Гун Цзычжэнь называл «наукой для востока, запада, юга и севера».
Будучи активным участником первой «опиумной» войны и вызвавших ее событий, стремясь дать эффективный отпор сначала экономической, а затем военной экспансии иноземцев, Линь Цзэсюй придерживался принципа, согласно которому «необходимо всегда знать положение дел у варваров, знать их слабости и их силу, только тогда можно установить способы контроля над ними», а также «следует научиться искусству врагов, чтобы затем подавить их». Для этого он вопреки господствовавшим изоляционистским настроениям «ежедневно заставлял людей разузнавать о делах на Западе, переводить западные книги и покупать их газеты». В итоге он создал новаторский для Китая того времени труд, основанный на западных источниках, – Сы чжоу чжи (Сведения о четырех материках, 1840), в котором были приведены данные по истории, географии, политике и праву различных стран мира. Посмертно было издано обширное собрание его социально-экономических и политико-правовых произведений – Линь Вэнь-чжун гун чжэн шу (Административные документы Линя, князя Культурности и Преданности) в 37 цзюанях.
В основе взглядов Линь Цзэсюя лежала традиционная для Китая концепция мироустроительной власти императора как сына Неба. Накануне столкновения с Англией в «опиумной» войне он писал в Обращении к английской королеве (1839): «Довожу до Вашего сведения, что мой император желает мира и благоденствия как своей, так и другим странам и считает гуманность единственной основой отношений со всеми. Выгоды он готов по справедливости делить со всем миром, а зло – повсеместно искоренить. В заботе о людях он подобен Небу и Земле». Вместе с тем отраженная здесь древняя конфуцианская идея «гуманного правления» (жэнь чжэн), которую отчетливо сформулировал уже Мэн-цзы (4–3 вв. до н.э.), вполне сочеталась у Линь Цзэсюя с апологетикой закона о смертной казни не только за продажу, но и за курение опиума.
Следуя традиционным представлениям о вселенской юрисдикции императорской власти и ее этико-ритуальной (ли2) основе, Линь Цзэсюй писал в Секретном донесении императору (1841): «Наша династия управляет Срединной империей и чужими народами, опираясь на принципы Яо и Шуня», – т.е. на канонизированные конфуцианством моральные установки этих идеальных правителей мифической древности.
Однако, исходя из приоритета этико-ритуальных норм благопристойности (ли2), Линь Цзэсюй признавал и необходимость противоположной формы социальной регуляции – законов (фа1), предполагающих карательные санкции: «Люди мудрые и добродетельные всегда карали предательство и зло, опираясь на закон, ради счастья грядущих поколений».
В целом взгляды Линь Цзэсюя повлияли на формирование возобладавшей во второй половине 19 в. идеологии «самоусиления» (цзы-цян) и «движение за усвоение заморских дел» (ян-у юнь-дун), устремленной на сбалансированное сочетание достижений Китая и Запада, отказ от традиционного изоляционизма, установление общепринятых в мире дипломатических отношений с иностранными государствами и выразившейся в лозунге Чжан Чжидуна (1837–1909) «Китайские учения для фундаментальной основы (ти1), западные учения для прикладного применения (юн)» (см. ТИ – ЮН), а также реформаторские построения Кан Ювэя (1858–1927) как крупнейшего представителя школы новых письмен в конце 19 – начале 20 в.
Избранные произведения китайских мыслителей нового времени. М., 1961
Кобзев А.И. Китай. – История политических и правовых учений XIX в. М., 1993
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Ответь на вопросы викторины «Знаменитые речи»