ЛИ-БЛАГОПРИСТОЙНОСТЬ
ЛИ-БЛАГОПРИСТОЙНОСТЬ. «Благопристойность», «этико-ритуальные нормы», «моральные права», «этикет», «этика», «ритуал», «церемонии», «установления» (ли2). Одна из центральных категорий китайской философии, главным образом конфуцианства, сочетающая два основных смысла – «этика» и «ритуал». Этимологическое значение – «культовое действие с сосудом». Начертание иероглифа «ли2» роднит его с онтологическим понятием «ти1» («тело», «строй», «сущность», «субстанция», см. ТИ–ЮН) – графическую основу обоих иероглифов составляет изображение ритуального сосуда. Их этимологическое родство, видимо, во многом предопределило онтологизацию понятия «ли2», которое стало мыслиться как выражение важнейшего фактора не только культуросозидания, но и космоупорядочения. До середины I тысячелетия до н.э. воздействие ли2 считалось основывающимся на религиозном ритуале, а впоследствии получило преимущественно этическое истолкование.
В древнейших идеологических письменных памятниках (Шу цзин и Ши цзин) иероглиф «ли2» обозначал обряды, дающие возможность преодолеть политические конфликты и отражающие единство мира, а также храмовые и дворцовые ритуалы, формы поведения сановников по отношению к народу. Конфуций (6–5 вв.), теоретически осмыслив понятие «ли2», превратил его в самую общую характеристику правильного общественного устройства и поведения человека по отношению к другим и к себе: «Правитель [должен] руководить подданными посредством ли2»; «Преодоление себя и обращение к ли2 составляет гуманность (жэнь2)... Не следует смотреть на несоответствующее ли2, не следует слушать несоответствующее ли2, не следует говорить несоответствующее ли2» (Лунь юй). Распространение подобного контроля на чувственную сферу стало у Конфуция основой для придания ли2 статуса гносео-праксиологическая норматива: «Расширяя [свои] познания в знаках/письменности/культуре (вэнь) и стягивая их с помощью ли2, можно избегнуть нарушений» (Лунь юй).
Став одним из важнейших символов конфуцианства, в 5–3 вв. до н.э. концепция ли2 превратилась в центральную мишень антиконфуцианских выпадов со стороны конкурировавших с ним философских школ. Даосы подчеркивали искусственность и бесплодный ригоризм конфуцианской «благопристойности» с позиций гедонистического следования природному естеству (например, Чжуан-цзы). В раннем даосизме ли2 представлено как результат последовательной деградации дао, затем «благодати/добродетели» (дэ1), «гуманности», «должной справедливости» (и1), источник утраты «верности» (чжун2) и «благонадежности» (синь2) (Дао дэ цзин). Моисты (см. МОИЗМ) с позиций социально-экономического утилитаризма и понимания ли2 как «почтительной осторожности» (цзин4) подвергли критике чрезмерное увлечение конфуцианцев обрядово-церемониальной стороной ли2, ее усложнение до крайне изощренных и трудновыполнимых форм (Мо-цзы). Легисты (см. ЛЕГИЗМ), также отвергая ли2 как высший принцип социальной регуляции, в качестве альтернативы выдвинули административные принципы и юридические законы (фа1) (например, Шан цзюнь шу).
Двузначность ли2 как «этики» и «ритуала» позволила двум главным последователям Конфуция и основателям противоположных течений в конфуцианстве – Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 – начало 3 в. до н.э.) и Сюнь Куану (Сюнь-цзы, конец 4 – 3 в. до н.э.) по-разному истолковать эту категорию: соответственно как внутреннее моральное качество человека и как налагаемую на него извне социальную форму. Исходя из признания врожденной «доброты» (шань) человеческой «природы» (син1) и полагая определяющим фактором специфики человека «отказывающее [себе] и уступающее [другому] сердце (синь1)», Мэн Кэ назвал этот фактор «началом ли2», а само ли2 определил как «благоговеющее и почтительно-осторожное сердце», «исконно присущее» человеку. Сюнь Куан же ссылался на то, что человеку от рождения присущи любовь к выгоде и плотские страсти, губящие ли2, правила которого были установлены в обществе древними «совершенномудрыми» (шэн1) для обуздания «злой» (э) человеческой «природы»; эти правила являются источником «культуры» (вэнь).
В собрание основополагающих текстов конфуцианства – Ши сань цзин (Тринадцатиканоние) входят три специально посвященных ли2 произведения: Чжоу ли (Благопристойность [эпохи] Чжоу), И ли (Церемониальность и благопристойность), Ли цзи (Записки об этико-ритуальных нормах). В последнем из них категории ли2 придан универсальный регулятивный смысл посредством определения с помощью омонимичного термина «ли1» («принцип»).
Сформулированное в Ли цзи учение о ли2 образовало фундамент конфуцианских и вообще традиционных для Китая представлений о культуре. Категория ли2, войдя в один ряд с такими основополагающими общекультурными и философскими понятиями, как «гуманность», «должная справедливость», «разумность» (чжи1) и «благонадежность», стала выражать идею универсального – социального, этического, религиозного и культурно-цивилизационного норматива.
Универсальность понятия «ли2» давала возможность толковать его в весьма широкой смысловой амплитуде. Например, Ли Гоу (11 в.) определял ли2 как «фокус человеческого дао», «основу научения [молодого] поколения», а названные выше четыре категории – как «другие имена ли2». Главный создатель «учения о принципе» (ли сюэ) Чжу Си (12 в.) назвал ли2 «ограничительным узором» (цзе вэнь) «небесного принципа» (тянь ли): здесь иероглиф «вэнь», выражающий сложное понятие «знаки/письменность/культура», употреблен с акцентом на исходное значение «узор». Этот «[культурный] узор благопристойности (ли вэнь) рисует небесный принцип», с тем чтобы его могли «видеть люди» и использовать в качестве надежного «мерила» при «научении». Представитель альтернативного «учению о принципе» «учения о сердце» (синь сюэ1) Ван Янмин (конец 15 – начало 16 в.) еще более определенно заявил о тождестве ли2 и «принципа»: последний недоступен наблюдению, но находит проявление в «знаках/письменности/культуре», являясь с вэнь «единой вещью» (у3).
Вплоть до начала 20 в. конфуцианизированная культура Поднебесной самоопределялась как основанная на ли2 («государство ритуала и музыки»), и таковой же она виделась на Западе с 17 в., т.е. со времени появления там сообщений первых христианских миссионеров, делавших упор на «китайские церемонии».
Древнекитайская философия, т. 1. М., 1972
Алексеев В.М. Китайская литература. М., 1978
Сыма Цянь. Исторические записки, т. 4. М., 1986
Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988
Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990
Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал: Миф и эстетика в «Люйши чуньцю». М., 1990
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998
Ответь на вопросы викторины «Философия»