ДУН ЧЖУНШУ
ДУН ЧЖУНШУ (190 или 179 – 120 или 104 до н.э). Китайский философ и государственный деятель, «Конфуций эпохи Хань» (206 до н.э. – 220 н.э.), придавший конфуцианству характер государственной идеологии, один из лидеров «школы новых текстов» (или «школы текстов новых письмен»). Родился в Гуанчуани (совр. уезд Хэншуй провинции Хэбэй). Происходил из знатной семьи. Был министром и инициатором введения основанных на конфуцианских канонах (см. ШИ САНЬ ЦЗИН) государственных экзаменов на чиновничьи должности, положив начало экзаменационной системе (кэ цзюй) – важнейшему социально-идеологическому институту китайского государства вплоть до начала 20 в. Преподавал в императорской высшей школе, был учителем основоположника китайской историографии Сыма Цяня (2–1 вв. до н.э.). Идейное наследие Дун Чжуншу представлено собранием 82 философских и социально-политических эссе, названным составителями Чунь цю фань лу (Обильные росы «Весен и осеней»), а также включенными в посвященную Дун Чжуншу гл. 56 Истории [династии] Хань (Хань шу) Тремя докладами о Небе и человеке (Тянь жэнь сань цэ).
Дун Чжуншу создал в рамках конфуцианства высокоразвитую натурфилософию, в которой использовал идеи даосизма и инь-ян цзя. По Дун Чжуншу, все в мире происходит из «первоначала» («первопричины» – юань1), аналогичного «Великому пределу» (тай цзи), состоит из «пневмы» (ци1) и подчиняется неизменному дао. Действие дао проявляется прежде всего в последовательном возобладании противоположных сил инь ян и циркуляциях «взаимопорождающих» и «взаимопреодолевающих» «пяти элементов» (у син1). Впервые в китайской философии двоичная и пятеричная классификационные схемы – инь ян и у син1 – были сведены Дун Чжуншу в единую систему, охватывающую весь универсум. «Пневма» наполняет Небо и Землю как незримая вода, в которой человек подобен рыбе. Он – микрокосм, до мельчайших деталей аналогичный макрокосму (Небу и Земле) и непосредственно с ним взаимодействующий. Подобно моистам (см. МОИЗМ), Дун Чжуншу наделял Небо (тянь) «духом» (шэнь1) и «волей» (и3), которые оно, не говоря и не действуя (у вэй1), проявляет через государя, «совершенномудрых» и природные знамения.
Решая фундаментальную для конфуцианства проблему «[индивидуальной] природы» (син1) человека, Дун Чжуншу выдвинул три новые идеи. 1) Подчиняясь универсальному дуализму сил инь ян, человеческая природа делится на добротворную (ян1) природу и злотворную (инь1) чувственность (цин2). 2) «Добро» (шань) как атрибут человеческой «природы» имеет относительный характер: человеческая «природа» может считаться «доброй» в сравнении с природой птиц и зверей, но не с «природой» «совершенномудрых»; у «совершенномудрых» «природа» иная, чем у «средних» людей, у последних – иная, нежели у «ничтожных». 3) «Добро» потенциально присуще человеческой «природе», которая от рождения обладает «добрым началом»: «Человеческая природа подобна рису на корню, добро – рису в зерне». Признание актуальной нейтральности изначальной человеческой «природы» сближает Дун Чжуншу с Конфуцием (6–5 вв. до н.э.), оценка ее как потенциально «доброй» – с Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4 – начало 3 в. до н.э.), а упор на социализацию как фактор формирования «добра» в человеке – с Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 4–3 вв. до н.э.). В последнем пункте Дун Чжуншу сомкнулся и со своими политическими противниками – легистами (см. ЛЕГИЗМ), одобрив их метод наград и наказаний как необходимую фазу инь1 наряду с морально-духовным воздействием фазы ян1.
Дун Чжуншу признавал существование двух видов судьбоносного «предопределения» (мин1): исходящего от природы «великого предопределения» и исходящего от человека (общества) «изменяющегося предопределения». Историю Дун Чжуншу представлял как циклический процесс, состоящий из трех этапов («династий»), символизируемых цветами – черным, белым, красным и добродетелями – «преданностью» (чжун2), «почтительностью», «культурой» (вэнь). Отсюда Хэ Сю (2 в.) вывел историософское «учение о трех эрах», популярное вплоть до Кан Ювэя (19 – начало 20 в.).
Важным этапом в развитии конфуцианства стала принадлежащая Дун Чжуншу целостная онтолого-космологическая интерпретация общественно-государственного устройства, основанная на учении о взаимном «восприятии и реагировании Неба и человека» (тянь жэнь гань ин). По Дун Чжуншу, не «Небо следует дао», как у Лао-цзы, а «дао исходит из Неба», являясь связующим звеном между Небом, Землей и человеком. Наглядное воплощение данной связи – иероглиф «ван1» («государь»), состоящий из трех горизонтальных черт (символизирующих триаду: Небо – Земля – Человек) и пересекающей их вертикали (символизирующей дао). Соответственно постижение дао – главная функция государя. Фундамент общественно-государственного устройства составляют «три устоя» (сань ган), производные от неизменного, как Небо, дао: «Правитель является устоем для подданного, отец – для сына, муж – для жены». В этом небесном «пути государя» (ван дао) первый член каждой пары знаменует собой господствующую силу ян1, второй – подчиненную силу инь1. Подобная конструкция, близкая к позиции Хань Фэя (3 в. до н.э.), отражает сильное влияние легизма на социально-политические взгляды ханьского и более позднего официального конфуцианства.
Быков Ф.С. Учение о первоэлементах в мировоззрении Дун Чжуншу. – В кн.: Китай, Япония. История и филология. М., 1961
Дун Чжуншу. О небе и человеке. О познании. – В кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 1. М., 1969
Шестакова Т.Г. К вопросу о философской основе исторической концепции конфуцианства. – В кн.: Из истории китайской философии: становление и основные направления (даосизм, буддизм, неоконфуцианство). М., 1978
История китайской философии. М., 1989
Дун Чжуншу. Чунь цю фань лу. – В кн.: Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998
Великие мыслители Востока. М., 1998
Ответь на вопросы викторины «Знаменитые речи»