ХОМЕЙНИ, РУХОЛЛА МУСАВИ
ХОМЕЙНИ, РУХОЛЛА МУСАВИ (1900 или 1902–1989), религиозный и политический деятель Ирана, верховный руководитель (вали-е факих) Исламской Республики Иран. Родился 17 мая 1900 (по другим данным, 24 сентября 1902) в г.Хомейн в центральной части Иранского нагорья (300 км. к ко другим данным, 24 сентября 1902) в г.Хомейн в центральной части Иранского нагорья (300 км.спублики Иран. югу от Тегерана). Отец Мустафа Мусави – потомок шиитского имама (сейид) был убит, когда сыну было всего 5 месяцев, и Рухолла воспитывался матерью (умерла, когда ему исполнилось 15 лет) и сестрой отца. Получил образование в местных школах, затем изучал арабскую грамматику и логику у своего старшего брата сейида Мортазы (аятоллы Пасандиде). В 1920 поступил в религиозную школу г.Арака, которую возглавлял аятолла А.Хаэри, и в 1926 получил степень муджтахида. После этого отправился в священный город иранских шиитов – Кум. В 1929–1936 преподавал в религиозной семинарии исламское право и философию, написал ряд научных работ. Молодой Хомейни (уроженец Хомейна) с самого начала критиковал правящую шахскую династию Пехлеви, пришедшую к власти в 1925, неоднократно отказывался вставать в присутствии шаха.
Религиозный авторитет Хомейни рос; в конце 1950-х он стал аятоллой («божественным знамением» – высший шиитский духовный сан), а в начале 1960-х – великим аятоллой. Вокруг него объединялись массы последователей, жадно слушавших его проповеди и поучения. В 1962 Хомейни впервые открыто вмешался в политику, возглавив выступления духовенства против закона о местных органах власти. Согласно этому закону, разработанному правительством Асадолла Алама, депутаты провинциальных собраний и свидетели в суде могли приносить присягу не только на Коране, но и на других священных книгах. Религиозные авторитеты сочли закон недостаточно исламским, поскольку он открывал дорогу в органы власти представителям других конфессий. По их призыву была организована забастовка торговцев базаров и предприятий. Хомейни осудил шахский закон, разрешавший женщинам снять чадру. Власти обвинили его в мракобесии и заявили о намерении организовать «парад эмансипированных женщин» в Тегеране, на что религиозная оппозиция ответила новой волной демонстраций и забастовок.
В январе 1963 Хомейни выступил с критикой политики «белой революции», которую проводил шах Мохаммед Реза Пехлеви. Он назвал иранскую власть проимпериалистической, прозападной, антидемократической и противоречащей нормам ислама, призвав к бойкоту объявленного иранским монархом референдума по реформам. Широкие выступления оппозиции были подавлены полицией. После этого Хомейни был арестован сотрудниками секретной полиции САВАК, но через 2 месяца после массовых протестов выпущен под надзор полиции. Однако после того, как в октябре 1964 аятолла публично осудил закон об экстерриториальности американских граждан в Иране, его дом в Куме был захвачен войсками, а сам он выслан в Турцию. В 1965 Хомейни переехал в священный шиитский город Неджеф в Ираке, а в 1978 – в Париж. Находясь в эмиграции, он продолжал поддерживать связи со сторонниками и оппозиционными кругами в Иране и по-прежнему пользовался растущим авторитетом в широких слоях населения. Аятолла пропагандировал идею свержения власти шаха и создания теократического государства во главе с духовенством (книга Исламская власть, 1971).
В условиях массовых народных выступлений против шахского режима Хомейни вернулся в Иран 1 февраля 1979 и возглавил свержение монархии. В апреле 1979 он провозгласил Исламскую Республику Иран и стал ее руководителем. Конституция республики, разработанная при его личном участии, предоставляла ему верховную власть как «высшему богословскому авторитету» и законоведу. Под руководством Хомейни, который был признан имамом и факихом, в стране были введены суровые исламские законы, подавлена левая и либеральная оппозиция, а также движения национальных меньшинств, создан мощный репрессивный аппарат. Внутренняя политика нового режима была нацелена на исламизацию всех сторон жизни общества: политики, экономики и культуры. Женщинам вновь предписали носить предписанную мусульманкам одежду. Была введена система исламского судопроизводства, основанная на положениях Корана и шариата (свода мусульманских религиозных, бытовых, уголовных и гражданских законов).
Поселившись в Куме, аятолла лично руководил политикой страны, назначал половину членов Совета по наблюдению за осуществлением конституции. Именно он выдвинул в 1980 кандидатуру Абольхасана Банисадра в президенты Ирана, и он же сместил его в 1981. В 1980–1988 возглавляемому Хомейни Ирану пришлось выдержать тяжелую войну с Ираком, которая нанесла огромный ущерб стране. Внешняя политика Ирана при Хомейни носила резко антиамериканский характер.
После обширного инфаркта в 1980 Хомейни вместе с семьей поселился в пригороде Тегерана. В последующие годы перенес еще 2 инфаркта, и умер 3 июня 1989. Его преемником на посту политического и духовного руководителя Ирана Совет старейшин избрал аятоллу Сейеда Али Хаменеи.
Вадим Дамье
Жуков Д. Имам Хомейни. Очерк политической биографии. М., 1998
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»