ХАНЬ ШУ
ХАНЬ ШУ. Книга [о династии] Хань, История [династии] Хань. Другое название – Цянь Хань шу (Книга о Ранней [династии] Хань, История Ранней Хань). Официальная история династии Западная (Ранняя) Хань (206 до н.э. – 8 н.э.). Хронологически продолжает и структурно копирует первое и ставшее на века образцовым историко-энциклопедическое произведение такого рода – Исторические записки (Ши цзи) Сыма Цяня (2–1 вв. до н.э.), но отличается от него соотнесенностью с одной династией, а не всеми прошедшими эпохами, что было в дальнейшем канонизировано официальной историографией.
По своему мировоззрению китайский Геродот – Сыма Цянь склонялся к даосизму. Главный же автор-составитель Хань шу – придворный историк Бань Гу (1 в.) – самим названием подчеркивал связь этого труда с конфуцианским каноническим сводом исторических документов Шан шу. В современный текст Хань шу, восходящий к печатному изданию 1034–1037 годов и номинально состоящий из 100 цзюаней («свитков») (реально – из 120), входят некоторые цзюани, написанные Бань Бяо, отцом Бань Гу (по крайней мере № 9, 10, 73, 84, 98), Бань Чжао, сестрой Бань Гу (№ 13–20), и Ма Сюем (№ 26).
Философской проблематикой пронизаны цзюани 21–30, составляющие раздел Чжи (Трактаты), в котором излагаются также естественнонаучные, социально-экономические, географико-этнографические, правовые, исторические, искусствоведческие и другие сведения и теории. Богатый историко-философский материал содержат биографии философов, входящие в раздел Ле чжуань (Жизнеописания), в частности, в цзюань 56 включены Три доклада о Небе и человеке (Тянь жэнь сань цэ) Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), существенно дополняющие корпус его сочинений. Основанный на материалах Лю Сяна и его сына Лю Синя (46 до н.э. – 23 н.э.) цзюань 30 (И вэнь чжи – Библиографический трактат, вариант перевода – Трактат о литературе и искусствах) представляет собой древнейший универсальный каталог китайской литературы, охватывающий 596 авторов, в том числе 189 философов, сгруппированных в 10 школ (ши цзя). К шести выделенным в Ши цзи философским школам – конфуцианство, даосизм, инь-ян цзя (школа «темного и светлого» начал, «натурфилософия»), легизм, мин цзя (школа имен, номенализм) и моизм – здесь прибавлены цзун-хэн цзя («дипломаты», «политологи»), цза цзя («эклектики», «энциклопедисты»), нун цзя («аграрники») и сяо-шо цзя («фольклористы», собиратели «малых поучений»). Происхождение каждой школы возведено к определенной категории чиновников: конфуцианство – к чиновникам, ведавшим культом и просвещением, даосизм – к историкам, инь-ян цзя – к астрономам-астрологам, легизм – к правоведам-судейским, мин цзя – к церемониймейстерам, моизм – к храмовым сторожам, цзун-хэн цзя – к дипломатам, цза цзя – к политическим советникам, нун цзя – к распорядителям сельскохозяйственных работ, сяо-шо цзя – к мелким чиновникам-информаторам, следившим за народной молвой. Кроме того, в специальные разделы выделены каноническая литература (см. ШИ САНЬ ЦЗИН), сочинения по военному искусству (см. БИН ЦЗЯ) и математике. В цзюане 20 дана оригинальная классификация 1955 выдающихся личностей Китая от мифической древности до конца 3 в. до н.э. по девяти категориям согласно их моральным и интеллектуальным качествам. Наиболее высоко здесь оценены конфуцианцы, за ними в порядке понижения значимости следуют моисты, даосы, легисты, мин цзя. В цзюане 23, представляющем собой правовой трактат, Бань Гу воспроизвел близкие ему взгляды Сюнь Куана (Сюнь-цзы, 4–3 вв. до н.э.). В Хань шу признается необходимость сочетания в управлении государством этико-ритуальных норм (ли2) и юридических законов (фа1), широкого контроля государства над экономикой, поощрения земледелия и подавления торгового капитала. В духе учения Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4–3 вв. до н.э.) отстаивается правомерность устранения порочного государя (см. МИН-ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ) и целесообразность организации сельского хозяйства по утопической системе «колодезных полей» (цзин тянь). В цзюане 27 обобщенно изложено универсально-классификационистское и общеметодологическое учение о «пяти элементах» (у син1).
Синицын Е.П. Бань Гу – историк древнего Китая. М., 1975
Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990
Бамбуковые страницы. Антология древнекитайской литературы. М., 1994
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Восточная поэтика: Тексты. Исследования. Комментарий. М., 1996
Ответь на вопросы викторины «Древний мир»