БИН ЦЗЯ
БИН ЦЗЯ. «Школа военной философии». Древнекитайская философская школа, выработавшая учение о военном искусстве как одной из основ социальной регуляции и выражении общекосмических законов. Бин цзя синтезировала идеи конфуцианства, легизма, даосизма, инь-ян цзя и мо цзя. Впервые упоминается в Хань шу (1 в.), в разделе «И вэнь чжи», где, однако, не включена в число десяти главных философских школ, а выделена как самостоятельное направление, охватывавшее более 50 мыслителей, разделенных на четыре группы знатоков: стратегии и тактики (цюань моу); расположения войск на местности (син ши); временных и психологических условий войны (инь ян); боевых приемов (цзи цзяо).
Согласно И вэнь чжи, бин цзя начала формироваться около 6–5 вв. до н.э. в среде военачальников. Идеологической основой служат конфуцианские принципы отношения к военному делу, изложенные в Хун фане, Лунь юе, Си цы чжуани: военные действия – последнее на шкале государственных дел, но необходимое средство пресечения смут и восстановления «гуманности» (жэнь2), «должной справедливости» (и1), «благопристойности» (ли2) и уступчивости (жан).
Наиболее важные сочинения бин цзя – Сунь-цзы Сунь У (5–4 вв. до н.э.) и У-цзы У Ци (4 в. до н.э.). Вместе с пятью другими трактатами они были объединены в Семикнижие военного канона (У цзин ци шу), идеи которого легли в основу всех традиционных военно-политических и военно-дипломатических доктрин Китая, Японии, Кореи и Вьетнама.
Состав Семикнижия окончательно определился лишь в 11 в. В него вошли Лю тао (Шесть планов), Сунь-цзы [бин фа] (Сунь-цзы [о военном искусстве]), У-цзы [бин фа] (У-цзы [о военном искусстве]), Сыма фа (Правила Сыма), Сань люэ (Три стратегии), Вэй Ляо-цзы, Ли Вэй-гун вэнь дуй (Диалоги Ли Вэй-гуна). Традиционная версия приписывает Лю тао чжоускому полководцу Тайгун Вану (Люй Шан, 13 в. до н.э.), Сунь-цзы – Сунь У (конец 6 – 5 вв. до н.э.), У-цзы – У Ци (4 в. до н.э.), Сыма фа – Сыма (Тянь) Жанцзюю (6 – начало 5 вв. до н.э.), Вэй Ляо-цзы – Вэй Ляо (4 в. до н.э.), Сань люэ – Хуан Ши-гуну (3 в. до н.э.); Ли Вэй-гун вэнь дуй считался записью диалогов императора Тай-цзуна (627–649) династии Тан с его полководцем Ли Цзином (Вэйским гуном Ли). Однако фактически Лю тао составлен около 3–4 вв. н.э., Сань люэ в конце 6 – начале 7 вв., а утраченный текст Ли Вэй-гун вэнь дуй восстановлен не ранее 9 в. н.э. Иерархию этих трактатов в китайской культурной традиции отражает их последовательность в У цзин под редакцией Чжу Фу (11 в.): Сунь-цзы, У-цзы, Сыма фа, Вэй Ляо-цзы, Ли Вэй-гун вэнь дуй, Сань люэ, Лю тао. В 1972 в КНР был найден еще один фундаментальный трактат бин цзя, считавшийся утраченным к середине I тысячелетия – Сунь Бинь бин фа (Военные законы Сунь Биня).
Мировоззрение бин цзя основывается на представлении о циклическом характере всех космических процессов, являющихся переходом противоположностей друг в друга по законам взаимопревращения сил инь ян и циркуляции «пяти элементов» (у син1). Этот общий ход вещей есть путь «обращения к корню и возвращения к началу» (У-цзы), т.е. дао. В социальной жизни также действуют противоположности, в ней взаимообусловлены «культура» (вэнь) и оппозиционная ей «воинственность» (у2), «воспитание» (цзяо) и «управление» (чжэн3); в одних случаях необходимо опираться на конфуцианские «добродетели» (дэ1): «гуманность», «должную справедливость», «благопристойность», «благонадежность» (синь2), а в других – на противоположные им легистские принципы: «законность» (фа1), «наказуемость» (син4), «полезность/выгодность» (ли3), «хитрость» (гуй). Военная сфера – важная область государственных дел, а главное в военном искусстве – это победа без сражения, и тот, кто не понимает вредоносности войны, не способен понять и ее «полезности/выгодности». В подобной диалектике сведущи «властители судеб (мин1) народа» – талантливые и расчетливые полководцы, которые в иерархии победоносных факторов следуют за дао, Небом (тянь), Землей (ди2) и впереди закона (фа1), а потому (как и по учению моистов) должны быть почитаемы и независимы от правителя.
Сунь-цзы. М., 1955
У-цзы. М., 1957
Караев Г.Н. Военное искусство древнего Китая. М., 1963
Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. М., 1977
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Чуев Н.И. История формирования военно-теоретической мысли в древнем Китае. Канд. дис. ИВ РАН. М., 1997
У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая. СПб, 1998
Ответь на вопросы викторины «Философия»