ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ
ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ (ок. 260–339), епископ; христианский мыслитель и писатель; «отец церковной истории». Родился, вероятно, в Кесарии Палестинской в первой половине 60-х годов 3 в. Христианин. Получил солидное образование у пресвитера Памфила, чье имя в знак глубокого уважения к учителю добавил впоследствии к своему собственному. Принимал участие в сборе и систематизации книг Оригена и других раннехристианских авторов для библиотеки, основанной Памфилом в Кесарии; идентифицировал и корректировал рукописи; готовил справочные пособия, к которым, возможно, относились его Хроника и Ономастикон. Постепенно из простого архивариуса превратился в архивариуса-исследователя.
В период Великого (Диоклетианова) гонения на христиан 303–311 скитался по Палестине, Египту и Финикии; был свидетелем жестоких расправ над своими единоверцами. В течение нескольких лет (вероятно, с конца 307 до начала 310) разделял с Памфилом тюремное заключение в Кесарии, работая вместе с ним над сочинением в защиту богословских взглядов Оригена Александрийского (Апология Оригена); пережил мученическую смерть своего учителя. После прекращения гонений в 311 перебрался в Тир Финикийский, где сблизился с местным епископом Павлином. Вероятно ок. 313 был рукоположен Павлином в епископы Кесарии Палестинской.
В начале 320-х принял участие в христологическом споре; будучи сторонником оригеновского субординационизма (Бог-Сын подчинен Богу-Отцу) фактически поддержал Ария, отрицавшего безначальность Сына. За проарианскую позицию в 324 (или в начале 325) осужден и низложен со своего поста Антиохийским синодом. На Первом Вселенском соборе в Никее (325) был реабилитирован и восстановлен на кесарийской кафедре; подписал православный Никейский символ о единосущии Отца и Сына и безначальности Христа.
Умеренная позиция в арианском споре обеспечила ему поддержку императора Константина Великого; стал главным его советником по религиозным делам. Получил поддержку императорского двора в соперничестве с православными епископами Антиохии и Александрии. Его сторонникам удалось добиться в 330 низложения Евстафия Антиохийского, а в 335 – Афанасия Александрийского (на Тирском соборе). Свой авторитет при дворе сохранил и после смерти Константина в 337. Скончался в 339, немного не дожив до своего восьмидесятилетия.
Евсевий оставил большое литературное наследие, которое включает труды исторического, апологетического, географического, полемического, панегирического и экзегетического характера. В Хронике (Хронические каноны), самом раннем своем сочинении, разработал новую христианскую хронологию истории; объединил языческую историю и историю иудеев в единую мировую историю и интерпретировал ее основные события с провиденциалистской точки зрения. В апологетическом трактате Приготовление к Евангелию собрал извлечения из античных авторов, близких по духу христианству; доказывал, что лучшие представители древнегреческой философской мысли (Сократ, Платон) заимствовали свои идеи в Пятикнижии Моисея. В другом апологетическом труде – Доказательство Евангелия – осуществил, используя экзегетический метод Оригена, интерпретацию Ветхого Завета; обосновал тезис, что христианство было предсказано пророками и представляет собой закономерную и высшую стадию развития моисеевской религии. Ту же мысль проводит и в Ономастиконе (О названиях), справочнике библейских топонимов, своеобразном географическом пособии к Ветхому и Новому Завету.
К полемическим сочинениям относятся антиязыческий трактат Против Иерокла и антиеретический трактат Против Маркеллла. В первом объектом критики является Иерокл, автор памфлета Правдолюб, поставивший под сомнение божественную природу Христа; во втором – епископ Маркелл Анкирский, утверждавший, что Бог-Сын получил бытие от Марии и оно прекратится после Второго Пришествия.
Свою политическую теорию Евсевий изложил в двух панегирических произведениях – Похвала Константину и Жизнь Константина. В них он сформулировал идею о христианском государе как образе Бога-Слово и о монархической форме правления как отражении космического единовластия Бога – идею, ставшую отправным пунктом всей византийской политической философии.
Перу Евсевия принадлежат также История палестинских мучеников (мартиролог христиан, пострадавших в Палестине во время Диоклетианова гонения), Евангелические вопросы и комментарии на отдельные отрывки из Библии, Пророческие эклоги и епископские послания.
Но главным трудом Евсевия является его Церковная история. В ней он впервые попытался дать систематическую трактовку истории христиан от Первого Пришествия до начала 4 в., исходя из разработанной им церковно-исторической концепции. По его убеждению, история реализуется через взаимоотношения Бога с «христианским народом» (совокупность всех верующих). Бог не мыслится им как сила, жестко контролирующая события; его роль в истории ограничивается функцией защиты «христианского народа» и функцией его воспитания («божественная педагогия»). Он не влияет на ход военных и политических дел и не вынуждает никого вставать на путь Истины; люди сохраняют определенную степень автономии. История оказывается двусторонним процессом, результатом совместной деятельности Всевышнего и свободно избирающих свою судьбу индивидов («синергия»). Смысл существования христианской Церкви заключается в сохранении, передаче и распространении Слова Божьего, постоянной борьбе против его искажений (ересей).
Создание жанра церковной историографии стало главным достижением Евсевия. Тем самым он положил начало одному из ведущих направлений в средневековом историописании. Его дело было продолжено целой плеядой историков – Сократом Схоластиком, Эрмием Созоменом, Феодоритом Киррским, Евагрией Схоластиком, Бедой Достопочтенным, Адамом Бременским, Ордериком Виталием и многими другими.
Переводы на русский язык: Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993; Евсевий Кесарийский. Похвала Константину. Жизнь Константина. М., 1996.
Иван Кривушин
Кривушин И.В. Рождение церковной историографиии: Евсевий Кесарийский. Иваново, 1995
Кривушин И.В. Ранневизантийская церковная историография. СПб, 1998
Лебедев А, П. Церковная историография в главных ее представителях с IV до ХХ в. СПб, 2000
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»