ВЕБЕР, МАКС
ВЕБЕР, МАКС (Weber, Max) (1864–1920), немецкий социолог, экономист и историк культуры. Родился в Эрфурте 21 апреля 1864, в семье политической деятеля либерального направления. Детство и юность провел в Берлине. Учился в университетах Гейдельберга и Берлина, испытал влияние Г.Баумгартена. В начале 1890-х годов принимал участие в либерально-протестантском движении реформ, занимал позицию т.н. «либерального империализма». В 1894 был назначен профессором экономики Фрайбургского университета; два года спустя занял аналогичный пост в Гейдельбергском университете. Ранние его работы посвящены аграрной истории древнего Рима и восточной Германии. В 1904 Вебер стал редактором «Архива социальной науки и социальной политики» («Archiv für Sozialwissenschaft und Socialpolitik»), где опубликовал свой труд Протестантская этика и дух капитализма (Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus, 1904–1905), с 1909 – редактором многотомных «Очерков социальной экономики» («Grundriss der Socialökonomik»), для которых написал работы Экономика и общество (Wirtschaft und Gesellschaft, 1922) и Экономическая этика мировых религий (Die Wirtschaftsethik der Weltreligionen, 1916–1917).
Во время Первой мировой войны Вебер проявил себя как один из самых активных критиков правительства в печати, прежде всего в газете «Франкфуртер цайтунг». После поражения Германии и политического кризиса 1918 принимал участие в составлении конституции Веймарской республики, присутствовал в качестве советника на Версальской конференции, способствовал образованию Немецкой демократической партии. В 1919 Вебер принял приглашение стать профессором экономики Мюнхенского университета.
Умер Вебер в Мюнхене 14 июня 1920.
Предметом серьезного обсуждения идеи Вебера стали уже после смерти ученого и систематической публикации его трудов. Это касается прежде всего его исследований связи религиозных убеждений с социальными институтами, предложенных им методологических концепций в области социологии (социологии религии, социологии права, социологии малых групп, социологии авторитета и политической власти), сравнительных культурно-исторических исследований и философии истории. Отдельно следует упомянуть о его теории бюрократии, исследованиях «харизматического» типа политического лидерства, наконец теории «идеальных типов». Веберу принадлежит широко обсуждавшееся понятие «этики ответственности», которую он противопоставлял «этике добрых намерений» или «этике убеждений» (см. его работу Политика как призвание, Politik als Beruf, 1919). Вебер – крупнейшая фигура в немецкой и мировой гуманитарно-социальной мысли 20 в., как социолог он оказал сильное влияние одновременно на Т.Парсонса, Р.Бендикса и А.Шютца. На протяжении долгого времени концепции Вебера считались наиболее серьезной альтернативой марксизму.
Вебер М. Город. Пг., 1923
Вебер М. История хозяйства. Пг., 1923
Вебер М. Аграрная история древнего мира. М., 1925
Вебер М. Избранные произведения. М., 1990
Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994