СИГЕЛЕ, ШИПИО
СИГЕЛЕ, ШИПИО (Sighele, Scipio) (1868–1913), итальянский социолог и криминолог, родился в Брешии 24 июня 1868. Закончив курс правоведения в Римском университете, в 1892–1902 преподавал в Свободном университете Брюсселя.
Под влиянием идей криминальной антропологии Ч.Ломброзо обратился к изучению социологии преступности с точки зрения коллективной психологии, а в более конкретном плане – психологии толпы. Вошел в плеяду исследователей, составивших это направление европейской социологической и философской мысли. За пределами Италии оно представлено такими именами, как Г.Тард и Г.Лебон – во Франции, Н.К.Михайловский – в России, Ф.Ницше и О.Шпенглер – в Германии и др.
Согласно концепции Сигеле, коллективная психология – это наука, занимающая промежуточное положение между индивидуальной психологией (учением об индивиде) и социологией (учением об обществе в его целостности). Такой подход не завоевал, однако, всеобщего признания в академических кругах. Так, оппоненты Сигеле обоснованно полагали, что социология опирается на социальную психологию, в то время как последняя является не более чем разделом коллективной психологии.
Научное творчество Сигеле развивалось в русле, проложенном классиками итальянской социологии политики – В.Парето, Г.Моской, Р.Михельсом. Его интересовала психология реализации власти, механизмы господства властного меньшинства над подвластным большинством. Под этим углом зрения Сигеле занимали не только элиты, но и более многочисленные человеческие общности – большие и малые социальные группы, выступавшие носителями группового и массового сознания.
В своей типологии социальных групп он выделял, с одной стороны, устойчивые и постоянные общности (семья, партия, секта, нация), а с другой – общности временные, имеющие статистический характер, ситуативную и вероятностную природу (толпа, парламент, жюри присяжных и др).
Сигеле был одним из первых социальных мыслителей, исследовавших процессы и закономерности объединения индивидов в большие и малые группы. Он осмыслил в первом приближении механизмы преобразования индивидуального сознания в групповое и массовое, способы достижения психологической и поведенческой целостности человеческой общности в процессе групповых контактов. Согласно его эмпирическим наблюдениям и выводам, ни одна общность никогда не является простой механической суммой отдельных индивидов.
Причину этого Сигеле усматривал в существенных различиях между психологическими и поведенческими характеристиками, присущими личности, с одной стороны, и группы людей – с другой. Объединение индивидов в общность – партию, секту, толпу и т.п. – приводит к несоответствию между добропорядочной моралью отдельного человека и откровенно порочной, клановой моралью группы. Обращая внимание на данную закономерность, Сигеле объяснял природу морального кризиса, поразившего итальянское общество на рубеже 19 и 20 вв., – коррупцию политического класса, засилье организованной преступности.
По мнению Сигеле, процессы общественного упадка нашли свое выражение, в частности, в феномене толпы. Этот термин, содержавший намек на социальные низы, получил распространение в социологической литературе. Сигеле, как и его современники, предпочитал вести речь о толпе заведомо преступной, предрасположенной к девиантным формам поведения. Само понятие было вынесено в заглавие его самого известного научного сочинения – Преступная толпа. Опыт коллективной психологии (La folla criminale, 1909). Сигеле рассматривал эту среду, представленную деклассированными элементами, массой маргиналов, как источник экстремистских форм социального действия. Своим научным творчеством он предвосхитил исследования в области массового сознания, актуальность которых стала очевидной в первые десятилетия 20 в. с наступлением эпохи массового политического участия.
Умер Сигеле 21 октября 1913 во Флоренции.
Труды, кроме указанных в статье: Morale privata t morale politica. Milano, 1913; L'intelligenza della folla. Torino, 1931.
Вячеслав Коломиец
Попов В.А. Психология толпы по Тарду, Сигеле, Ломброзо, Михайловскому, Гиддингсу, Г.Лебону и др. М., 1902
Грушин Б.А. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. М., 1987