СЁРЛЬ, ДЖОН РОДЖЕРС
СЁРЛЬ, ДЖОН РОДЖЕРС (Searle, John Rogers) (р. 1932), также Серль, американский философ. Родился в 1932 в Денвере (шт. Колорадо) в семье менеджера компании AT&T. В годы Второй мировой войны семья жила в различных городах Восточного побережья, где Сёрль сменил несколько средних школ, в том числе экспериментальную школу при Колумбийском университете. В 1949–1952 учился в Висконсинском университете, затем, после получения Родсовской степендии, – в Крайст-Чёрч-колледже Оксфордского университета у Дж.Остина. После получения магистерской степени (1955) преподавал философию и работал над диссертацией; докторскую степень получил в Оксфорде в 1959. С 1959 по настоящее время – в Калифорнийском университете (Беркли), профессор с 1967; в 1973–1975 возглавлял отделение философии. В качестве приглашенного профессора читал лекции в университетах многих стран мира. Член Американской академии гуманитарных и точных наук с 1976; почетный доктор ряда университетов.
Сёрля широко цитируют в лингвистике, искусственном интеллекте и когнитивной науке. В 1960–1970-х годах Сёрль занимался главным образом развитием предложенной Дж.Остином теории речевых актов. В статье Что такое речевой акт? (What is a Speech Act?, 1965, рус. пер. 1986) им было уточнено определение речевого акта, в статье Классификация речевых актов (A Taxonomy of Illocutionary Acts, 1975, рус. пер. 1986) пересмотрена предложена новая таксономия, ставшая общепринятой; в статье Косвенные речевые акты (Indirect Speech Acts, 1975, рус. пер. 1986) Остин ввел важное понятие косвенного речевого акта (см. РЕЧЕВОЙ АКТ). Все эти статьи многократно перепечатывались и были переведены на многие языки. Итоги работы по исследованию речевых актов были подведены в монографиях Речевые акты: очерк философии языка (Speech Acts: An Essay in the Philosophy of Language, 1969), Выражение и значение: исследования по терии речевых актов (Expression and Meaning: Studies in the Theory of Speech Acts, 1979) и Основания иллокутивной логики (The Foundations of Illocutionary Logic, с Д.Вандервекеном, 1985).
В центре внимания первой работы Сёрля Речевые акты (Speech Acts, 1969) – различение между «иллокутивным» и «пропозициональным» содержанием речевых актов. Если пропозициональное содержание некоторого утверждения – например, утврждения «идет дождь» – состоит в суждении, что идет дождь, то его иллокутивное содержание заключается в (неявном) обязательстве говорящего представлять вещи такими, каковы они есть. Если пропозициональное содержание приказа состоит в характере действия, которое некто должен выполнить, то его иллокутивное содержание заключается в попытке побудить к этому действию.
Согласно Сёрлю, речевые акты не существуют сами по себе – именно благодаря связи с сознанием они способны представлять («репрезентировать») существующие в мире вещи. Теория репрезентативного содержания языка должна основываться на соответствующей теории сознания. Сёрль использует в этой связи понятие интенциональности, т.е. направленности сознания на предметы. Носителями интенциональности он в противовес традиционным теориям считает не убеждения и желания, а восприятия и действия. В ходе дебатов, вызванных его теорией, Сёрль выдвинул тезис, что в интенциональном содержании восприятий имеется момент саморефлексии: если, например, человек видит дерево, то само содержание этого визуального восприятия предполагает существование дерева. Кроме того, философ полагает, что интенциональные содержания могут быть поняты только на неинтенциональной основе практических навыков и способностей.
Начиная с 1980-х годов интересы Сёрля сместились в область философии сознания и мышления, он стал, наряду с Д.Деннетом (р. 1942) и Х.Патнэмом (р. 1926), ведущим специалистом по философским аспектам искусственного интеллекта. Начало этому этапу положила быстро ставшая хрестоматийной статья Minds, Brains, and Programs (Разум, мозг и программы, 1980), в которой Сёрль обратился к критике теоретических притязаний искусственного интеллекта как исследовательского направления и, в частности, к критике классического «теста Тьюринга» (см. ТЬЮРИНГ, АЛАН) и основанных на нем представлений о возможности моделирования человеческого понимания естественного языка. Предложенный в 1950 Тьюрингом бихевиористский критерий (способность реагировать на речевые стимулы неотличимым от реакции человека способом), по мнению Сёрля, не является достаточным критерием понимания: так, при наличии исчерпывающего руководства (т.е. программы) по переходу от вопроса на китайском языке к ответу на китайском же человек способен поддерживать диалог на китайском языке, не понимая при этом по-китайски ни слова; между тем именно так действуют современные компьютерные диалоговые системы. Этот мысленный эксперимент, получивший название «Китайская комната», вызвал интенсивную дискуссиию, не завершенную и поныне (см. также ИНТЕЛЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ; КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА). Идеи статьи были развернуты в публичных лекциях 1984, опубликованных как книга Minds, Brains, and Science (Разум, мозг и наука, 1984).
Взаимоотношениям философии и когнитивной науки посвящена книга Сёрля Новое открытие разума (The Rediscovery of Mind, 1992). Широкую известность получили также статья Сёрля Метафора (1979, рус. пер. 1990), в которой анализируется природа метафорического значения, и монография Интенциональность: очерк по философии мышления (Intentionality: An Essay in the Philosophy of Mind, 1983, рус. пер. небольшого фрагмента 1986). Другие книги Сёрля 1980–1990-х годов посвящены социальному контексту функционирования человеческого разума, что можно рассматривать как философское обобщение теории речевых актов.
Павел Паршин
Серль Дж.Р. Что такое речевой акт?; Косвенные речевые акты; Классификация речевых актов. – В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. М., 1986
Серль Дж.Р., Вандервекен Д. Основные понятия исчисления речевых актов. – В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVIII. М., 1986
Серль Дж.Р. Природа интенциональных состояний. – В кн.: Философия, логика, язык. М., 1987
Серль Дж.Р. Метафора. – В кн.: Теория метафоры. М., 1990
Серль Дж.Р. Сознание, мозг и наука. – Путь, 1993, № 4
Серль Дж.Р. Сознание, мозг и программы. – В кн.: Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»