ОСТИН, ДЖОН ЛЭНГШО
ОСТИН, ДЖОН ЛЭНГШО (Austin, John Langshaw) (1911–1960), английский философ, основоположник теории речевых актов. Родился в Ланкастере 26 марта 1911. В 1933 окончил Бейллиол-колледж Оксфордского университета. В Оксфорде прошла и вся его научная карьера – в Олл-соулз-колледже (1933–1935), Модлин-колледже (1935–1955) и, наконец, в Крайст-Чёрч-колледже, где он с 1952 и до конца жизни занимал должность профессора философии. В годы Второй мировой войны служил в британской разведке, был удостоен нескольких боевых наград. Умер Остин в Оксфорде 8 февраля 1960.
Как философ Остин принадлежал оксфордской школе анализа обыденного языка – одному из направлений в рамках аналитической философии, развивавшему прежде всего идеи позднего Л.Витгенштейна и полагавшему основным предметом философствования анализ повседневного речевого поведения человека и особенностей естественного языка, в несовершенстве которого, по мнению философов этого направления, коренятся многие традиционные философские проблемы. В частности, книга Остина Смысл и сенсибилии (Sense and Sensibilia, 1962, рус. пер. 1999; сенсибилии – это данные чувственного восприятия, а в другом понимании – сам чувственный мир) посвящена как раз обоснованию тезиса о чисто языковом характере многих таких проблем.
Остин выбирает в качестве эталона «обыденный язык» и анализирует различия между иллюзией и галлюцинацией, различные типы зрительных феноменов, которые объединяются словом «иллюзия» (мираж, камуфляж, отражение), а также вопрос о том, что является иллюзией, а что нет (например, то, что палка кажется изогнутой в воде, – не иллюзия, а подлинное восприятие). Тщательно различаются употребления слов «выглядит», «является», «кажется», а также многочисленные употребления слова «реальный», неотъемлемые от того, что в конкретном контексте имеется в виду под «нереальным»: выкрашенные волосы, утиный манок и блестки, напоминающие алмазную россыпь, – все эти вещи «нереальны» по-разному. Остина интересовала не истинность или ложность разнообразных теорий чувственного восприятия, но осмысленность или неосмысленность выдвигавшихся формулировок. По его словам, правильный подход состоял бы в «рассечении волоса еще до того, как он начал расти». Остину принадлежит также известное различение перформативных и констатирующих предложений.
Практический интерес преимущественно к языку наряду с великолепной языковой интуицией обусловили то обстоятельство, что идеи Остина оказались востребованы не только в философии, но и в науке о языке, на развитие которой в последней трети 20 в. они оказали очень значительное влияние. Его книга с неудобопереводимым названием How to Do Things With Words (1962; имеются два различных русских перевода – Слово как действие, 1986 и Как производить действия при помощи слов, 1999), представляющая собой публикацию курса лекций, прочитанных в 1955 в Гарвардском университете, заложила основы теории речевых актов – одного из важнейших разделов лингвистической прагматики, а во многом и и лингвистики в целом, а также когнитивной науки.
Развивая наблюдения Витгенштейна за высказываниями, не имеющими истинного значения, Остин ввел разграничение констативных (описывающих некоторое положение вещей и имеющих истинностное значение) и перформативных (служащих инструментом осуществления некоторого действия – просьбы, обещания и т.д.) высказываний, предложил аппарат для описания перформативных высказываний (в частности, ввел понятия локуции, иллокуции и иллокутивной силы, перлокуции, условий успешности речевого акта – подробнее см. РЕЧЕВОЙ АКТ), а также предложил первую классификацию перформативов, впоследствии развитую учеником Остина Дж.Р.Сёрлем и другими учеными. Работы Остина сыграли важную роль в смещении фокуса внимания исследователей с изучения предложения на изучение высказывания, т.е. предложения, употребленного в некотором контексте с целью достижения определенных целей.
В дальнейшем представление о высказывании как осуществении действия было распространено на все типы высказываний, включая констативы, что позволило объяснить многие их чисто лингвистические свойства, а также важные закономерности построения дискурса.
См. также АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Павел Паршин
Остин Дж.Л. Слово как действие. – В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. М., 1986
Остин Дж.Л. Чужое сознание. – В кн.: Философия, логика, язык. М., 1987
Остин Дж.Л. Избранное. М., 1999
Ответь на вопросы викторины «Философия»