У ВЭЙ
У ВЭЙ. «Недеяние», «отсутствие [целенаправленной] деятельности» – термин китайской философии, в особенности даосизма. Состоит из иероглифов – «у» («отсутствие/небытие», см. Ю – У), выполняющего роль оптативного отрицания, и «вэй» («деяние, свершение, осуществление»), означающего целенаправленный процесс деятельности, по достижению конкретного состояния. Согласно прямой дефиниции Мо-цзы (гл. 40, опр. 75), «вэй – это стремление к желаемому (юй) на основе исчерпывающего знания (чжи чжи)». Даосы, провозгласив отказ от своевольного целеполагания и высмеяв веру в исчерпывающее знание, выразили в отрицательном понятии «у вэй» принцип невмешательства в естественный порядок вещей и ход событий ни с этических (конфуцианство, моизм), ни с прагматических (моизм, легизм) позиций. У вэй предполагает, однако, специфическую (органическую и спонтанную) активность в виде «осуществления недеяния» (вэй у вэй), «занятия делом недеяния» (чу у вэй чжи ши), чему присуща универсальная результативность, ибо такова сущность, «постоянно бездействующего (у вэй), но все осуществляющего дао» и таково воплощение дэ. (Дао дэ цзин, 2, 3, 10, 37, 51,63, уточняющие определения даны также в гл. 36 Гуань-цзы и гл. 20 Хань Фэй-цзы). В Чжуан-цзы (гл. 7) у вэй, воплощающееся в самопроизвольном «превращении вещей» (у хуа), приобрело мистическую окрашенность как способность подобного пустоте или зеркалу совершенного человека выходить за пределы естества и «побеждать вещи» (шэн у), что стало теоретической основой для так называемого религиозного даосизма и производной от него «алхимии».
В противоположность этой тенденции в синтезировавшем даосизм с другими философскими учениями трактате Хуайнань-цзы у вэй рационализировано как «следование вещам» (инь у) и «совершение дел в соответствии с принципами» (сюань ли эр цзюй ши, см. ЛИ–ПРИНЦИП). Данную позицию укрепил Ван Чун, отождествивший у вэй с «небесной (природной)» (тянь) «естественностью» (цзы-жань), благодаря которой «вещи самоосуществляются» (у цзы вэй) (Лунь хэн, гл. 54). Конфуцианство также признавало, принцип «недеяния», но распространяло его лишь на личность императора, который должен быть восприимчиво-пассивным проводником общекосмических импульсов в социальную сферу (Лунь юй, XV, 4). Согласно конфуцианству, из круга деятельности «благородного мужа» (цзюнь цзы) исключались «малые пути (дао)» (там же, XIX, 4) и она существенно ограничивалась в экстремальных ситуациях – траура или отсутствия дао в государстве (там же, XVII, 21, VIII, 13).
Древнекитайская философия, тт. 1–2. М., 1972, 1973
Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990
Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998
Ответь на вопросы викторины «Философия»