ТВАРДОВСКИЙ, КАЗИМЕЖ
ТВАРДОВСКИЙ, КАЗИМЕЖ (Twardowski, Kazimerz Jerzy Adolf) (1866–1938), выдающийся польский философ, основатель Львовско-варшавской логико-философской школы. Родился в Вене 20 октября 1866. Получил образование в Венском, Лейпцигском и Мюнхенском университетах, учился у Ф.Брентано, В.Вундта, К.Штумпфа. Большое влияние на него оказал Ф.Брентано, который был его первым наставником и способствовал формированию Твардовского как философа. В 1892 защитил докторскую диссертацию. В 1895 Твардовский получил кафедру философии во Львовском университете и навсегда переехал во Львов. Собственно с этого момента и началась история Львовско-варшавской логико-философской школы. В 1901 Твардовский основал Польское общество экспериментальной психологии, в 1904 – Польское философское общество, в годы первой мировой войны был ректором Львовского университета. В 1920 он основал психологический институт во Львове, директором которого оставался многие годы, а в 1930 году из-за ухудшавшегося состояния здоровья устранился от академической деятельности и вышел на пенсию. Среди его главных работ – Идея и восприятие. Гносеологическое исследование Декарта (Idee und Perception. Eine erkenntnis theoretische Untersuchung aus Descartes, 1892); К учению о содержании и предмете представлений. Психологическое исследование (Zur Lehre vom Inhalt und Gegenstand der Vorstellungen. Eine psychologische Untersuchung, 1894, русский перевод – М., 1997); О действиях и результатах. Несколько замечаний о пограничных проблемах психологии, грамматики и логики (O czynnosciach i wytworach. Kilka uwag z pogranicza psychologii, grammatyki i logiki, 1912, русский перевод – М., 1997).
Основываясь на идеях Аристотеля, схоластов и особенно своего учителя Ф.Брентано, Твардовский установил параллелизм некоторых психических актов и акта суждения и ввел понятие трехчленной структуры акта представления (акт, предмет и содержание акта). Эту трехчленную структуру он распространил также на суждения. Твардовский подверг также критике юмовскую доктрину, сводящую идеи просто к переработке впечатлений (внешних или внутренних); сам он предпочитал рассматривать их как имманентные объекты, продукты оригинального акта синтеза (см. также ЮМ, ДЭВИД).
Требование ясности и точности стиля философских исследований, присущее всем философам Львовско-варшавской школы, привело Твардовского к рассмотрению метода семиотического анализа в качестве фундаментального метода философии. Однако при этом он не отказался от взгляда на инструментальную природу языка как средства, позволяющего объективировать и обмениваться нашими суждениями о мире.
Критикуя способы, которыми велась разработка метафизики, Твардовский, тем не менее, верил в возможность научного решения метафизических проблем. При этом он был убежден, что метафизические понятия часто являются ненаучными (донаучными) в том смысле, что они порою касаются положений, которые можно доказать научно в рамках какой-нибудь науки. С этой точки зрения существует постоянный обмен понятиями между метафизикой и отдельными науками.
Хотя Твардовский и не создал оригинальной концепции теории истины, однако его взгляды по этому вопросу, его предпочтение корреспондентской (аристотелевской) теории истины, оказали значительное влияние на исследования понятия истины, столь характерные для основанной им Львовско-варшавской логико-философской школы. Твардовский считал философию «наукой наук», он не пытался решать метафизические проблемы логическим анализом языка (что характерно для Венского кружка), но решал их с помощью научных критериев, применяя с этой целью логику (см. также АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ). В то же время отвергал формалистские крайности (характерно в этой связи название его статьи Символомания и прагматофобия). Подобная умеренность и отсутствие научного экстремизма способствовали плюрализму взглядов и одновременно единству позиций, существовавшему в основанной им философской школе. Умер К.Твардовский во Львове 11 февраля 1933.
Труды, кроме указанных в статье: Wybrane pisma filozoficzne, PWN, Warszawa 1965; Логико-философские и психологические исследования, М., 1997.
Владимир Васюков
T.Czezowski. Kazimierz Twardowski as a teacher // Studia Philosophica 1939–1946, vol. III, 1948, pp.11–17
Smith B. Kazimir Twardowski: An Essay on the Borderlines of Ontology, Psychology and Logic // The Vienne Circle / Szaniawski (Ed.), 1989, pp.313–373
Ответь на вопросы викторины «Философия»