ЦЗИН ТЯНЬ
ЦЗИН ТЯНЬ. «Колодезные поля», или «колодезные земли» (цзин ди). Одна из основополагающих утопических концепций социально-экономического устройства, разработанных в конфуцианстве, идеал землевладения и землепользования. Ее наиболее раннее и полное изложение (возможно, авторство) принадлежит Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4–3 вв. до н.э.), а термин «цзин тянь» впервые появился в Гулян чжуани (2 в. до н.э.), комментарии к древнейшей канонической летописи Чунь цю (5 в. до н.э.). Согласно Мэн Кэ, в начале эпохи Чжоу (11–3 вв. до н.э.) существовала система землепользования цзин ди, основанная на разделении квадратного земельного участка площадью 900 му (со стороной квадрата 1 ли – около 477,84 или 497,7 м) на девять равных полей в виде иероглифа «цзин6» («колодец»); восемь окаймляющих центр полей находились в личном («частном» – сы1) пользовании, среднее поле было общинным (гун2) и служило для сбора натуральной ренты. Каждые восемь крестьянских хозяйств якобы объединялись в поселок цзин6, или сян3 – автономную общину на началах взаимопомощи и взаимной ответственности.
Некоторые исследователи полагают, что эта система в большой степени основана на исторических реалиях и сомнительны лишь отдельные цифровые выкладки Мэн Кэ, к тому же идеализировавшего связанное с этим типом землепользования социальное устройство. Однако ряд построений Мэн Кэ выявляет внеэмпирический, общемировоззренческий и общеметодологический статус концепции «колодезных земель». Он связывал ее с идеей «обновления предопределения (мин1)», приведшего к власти династию Чжоу в 11 в. до н.э., а реализацию этого проекта – с идеалом «гуманного правления» (жэнь чжэн), который требует «[выправления] канонических межей» (цзин цзе), что должно обеспечить «равномерность колодезных земель» и, таким образом, упорядочение натурального жалованья чиновников, исключение злоупотреблений с их стороны (Мэн-цзы, III А, 3). Здесь система цзин тянь прямо проецируется на «каноническую» (цзин1, см. ЦЗИН ВЭЙ) девятиклеточную структуру – общетеоретическую модель пространства. Это и другие положения Мэн Кэ обнаруживают в системе цзин тянь самый широкий мироописательный смысл. Например, указывается, что поле в 100 му предназначено для прокормления семьи из восьми человек, таким образом, в цзине (сяне) должно быть 64 члена, а таково фундаментальное «нумерологическое» число, или количество гексаграмм (см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ; ГУА; ЧЖОУ И); девятеричную схему Мэн Кэ распространил на земли (ди2) всего Китая, которые «состоят из девяти квадратов со стороной [каждого] в 1 тысячу ли», а Цзоу Янь (3 в. до н.э.) охватил ею всю земную поверхность, состоящую из 9 материков, на одном из которых Срединное государство (Китай) занимает одну девятую часть, и т.п. Промежуточные таксономические уровни между площадью Поднебесной и одного «колодца» даны в Чжоу ли, где говорится о квадратах – «формированиях» (чэн2), образованных девятью «колодцами», и «объединениях» (тун1) из девяти чэн. Указанные геометрические схемы и относящиеся к ним числовые величины («нумерологические» – 3, 9, 8, 64 либо «круглые» – 10, 100, 1000) носят символико-нумерологический характер.
Система цзин тянь представляет собой конкретизацию общемировоззренческих и общеметодологических представлений, проекцию универсальной космологической модели в социально-экономическую и административно-территориальную сферу. Ее главная идея заключается в согласовании человеческой деятельности на земле с естественными законами, которое прежде всего выражается в приведении землеустройства в соответствие со структурой мироздания. Указанные схемы получили большое развитие в эпоху Хань (3 в. до н.э. – 3 в. н.э.), а концепция цзин тянь в средние века привлекалась для идеологического обоснования действий правительства по регулированию землевладения, землепользования, налоговой системы или проектов соответствующих реформ. См. также ЦЗИН ВЭЙ.
Васильев Л.С. Проблема цзин тянь. – В кн.: Китай. Япония. История и филология. М., 1961
Го Можо. Философы древнего Китая. М., 1961
Кобзев А.И. Понятийно-теоретические основы конфуцианской социальной утопии. – В кн.: Китайские социальные утопии. М., 1987
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Ответь на вопросы викторины «Философия»