СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ
СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ. «Учение о символах и числах», зап. «нумерология». В широком смысле – универсальная теоретическая система, генетически производная от архаических познавательных структур, прежде всего мантического классификационизма; играла в традиционном Китае роль наиболее общей формальной методологии философского и научного знания, выступая в качестве функционального аналога формальной логики, не возникшей там как самостоятельная наука. В узком смысле – одно из концептуальных оформлений указанной системы, создано в период правления династии Хань (3 в. до н.э. – 3 в. н.э.) главным образом усилиями комментаторов Чжоу и, синтезировавших общеметодологические принципы конфуцианства, даосизма и инь-ян цзя и связавших их с природными закономерностями, почерпнутыми в основном из астрономии, техники календарных расчетов и теории музыки.
Сян шу чжи сюэ строится на всеобъемлющем классификационизме и особом типе обобщения-генерализации (гун1), т.е. представлении класса объектов путем выделения из него самого характерного (ценного, главного и т.п.) объекта в качестве репрезентанта без абстрагирования свойств класса. Так, репрезентантом класса людей является царь, поэтому, напр., в разных списках Дао дэ цзина термины «жэнь1» («человек») и «ван1» («царь») взаимозаменимы при описании четвертого уровня бытия, следующего после дао, Неба и Земли (гл. 25).
Фундамент сян шу чжи сюэ составляют три типа нумерологических построений, каждый из которых представлен в двух разновидностях: 1) «символы» (сян1) – триграммы, гексаграммы; 2) «числа» (ту1) – Хэ ту («план [из Желтой] реки»), Ло шу (документ [из реки] Ло), 3) «символы и числа» – инь ян (темное и светлое), у син1 («пять элементов [фаз]»). Сама эта система нумерологизирована, поскольку основана на двух исходных нумерологических числах – 3 и 2. В ней также отражены все три главных вида графической символизации, использовавшиеся в традиционной китайской культуре: 1) «символы» – геометрической формы, схемы, рисунки, 2) «числа» – цифры, 3) инь ян, у син1 – иероглифы.
Образующие сян шу чжи сюэ элементы – математические и математикоподобные построения, т.е. пространственные («геометрические») структуры и числовые («арифметические») комплексы, – связаны друг с другом широким кругом связей: математических, символических, ассоциативных, фактуальных, эстетических, мнемонических, суггестивных и других Так, приведены во взаимное соответствие члены фундаментальных нумерологических пар: круг-квадрат/прямоугольник, 3 – 2, Небо – Земля, ян1-инь1, Цянь-Кунь (см. ГУА) и т.д. Всем важнейшим категориям сян шу чжи сюэ – тай и («Великое единое»), лян и («два образца»), сань цай («три начала»), сы сян («четыре символа»), у син1 («пять элементов»), ба гуа (восемь триграмм), Ло шу (магический квадрат из чисел от 1 до 9), Хэ ту («магический крест» из чисел от 1 до 10) и другим – присуща как «арифметическая», так и «геометрическая» ипостась. Онтологический базис этого тотального классификационизма осмыслялся с точки зрения общепринятого в кит, философии представления об органической («телесной») целостности мироздания, однородные (тун лэй) элементы которого взаимодействуют по принципу резонанса. Подобно пифагорейству, сян шу чжи сюэ может быть определено как учение о музыкально-числовой структуре космоса.
В Цзо чжуани (Си-гун, 15-й г., 11-й мес. [645 до н.э.]) происхождение сян шу чжи сюэ выведено из соединения двух древнейших (конец II – начало I тысячелетия до н.э.) видов гадательной практики – на панцирях черепах (бу) и с помощью стеблей тысячелистника (ши7). Результатами более древней и авторитетной практики бу были геометризированные и соотнесенные с пространственными координатами (странами света) мантические фигуры, то есть «символы» (сян1) – первичные элементы сян шу чжи сюэ. Результатами появившейся позднее практики ши7 являлись вероятностные комбинации стеблей, прототипа счетных палочек, то есть «числа» (шу1), – вторичные элементы сян шу чжи сюэ. Первый и главный теоретический синтез того и другого был осуществлен в каноне Чжоу и (8–4 вв. до н.э.), основу которого составляют геометрические символы (черты, триграммы, гексаграммы и другие), обладающие числовыми значениями и даже цифровыми обозначениями («шесть» и «девять» – названия двух типов черт). В указанном месте Цзо чжуани была также определена онтологизированная иерархия «символов» и «чисел»: «Рождаются вещи, а затем возникают символы; вслед за символами возникает размножение; вслед за размножением возникают числа». Эго положение получило методологическую формулировку в Чжоу и, где при теоретическом движении в обратом направлении «за доведением до предела чисел следует установление символов Поднебесной» (Си цы чжуань, I, 10), и нашло отражение в исходном математическом каноне Чжоу би: «Законы чисел исходят из круглого и квадратного». Однако позднее Шао Юн (11 в.) выдвинул противоположный тезис о первичности чисел: «Числа рождают символы».
Особое развитие сян шу чжи сюэ получило в период правления династии Хань, обретя общепризнанный методологический статус и подавив зачатки протологики, возникшие в учениях моистов (см. МОИЗМ) и «школы имен» (мин цзя). Венцом этого процесса стало создание трактатов Цянь цзо ду (Проникающее измерение Творчества), Тай сюань цзин (Канон Великой тайны) Ян Сюна (1 в. до н.э. – 1 в. н.э.), И линь (Лес перемен) Цзяо Гуна (1 в.) или Цуй Чжуаня (1 в. до н.э. – 1 в. н.э.). Развитие сян шу чжи сюэ стало одним из факторов возникновения неоконфуцианства, в рамках которого ведущие нумерологические учения создали Шао Юн и Цай Шэнь (11–12 вв.). Печать сян шу чжи сюэ в той или иной мере лежит не только на всех главных философско-религиозных учениях (конфуцианство, неоконфуцианство, даосизм, буддизм и других) и научных дисциплинах (особенно математике, астрономии, хронометрии, топографии, медицине, алхимии), но и на литературе, искусстве и в целом культуре традиционного Китая.
Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994
Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1997
Ответь на вопросы викторины «Философия»