ТАЙ ЦЗИ
ТАЙ ЦЗИ. «Великий предел». Категория китайской философии, выражающая идею предельного состояния бытия, антонимичная категории «у цзи» – «Отсутствие предела», «Беспредельное» или «Предел отсутствия/небытия». Общий для обоих антонимов иероглиф «цзи2» несет понятие предела (высшей и главной позиции или степени), охватывающее два смысла: «край» («оконечность, полюс, конец крыши») и «центр». Термин «тай цзи» впервые встречается в Чжоу и (Си цы чжуань), где сказано, что изначальные и универсальные «перемены (и4) имеют тай цзи», из которого путем последовательного удвоения рождаются сначала «два образца» – инь ян, а затем все сущее (см. рис. 1).
Древнейшая комментаторская традиция трактует тут «тай цзи» как синоним «тай чу» («Великого начала»), «тай и» («Великого единого») и «дао», то есть обозначение исходно-целостного, хаотически-недифференцированного состояния мирообразующей «пневмы» (ци1), и в то же время как конец пракосмического единства, начало космогенеза и его причину. Ян Сюн (1 в. до н.э. – 1 в. н.э.), чтобы подчеркнуть безмерность и непостижимость истоков бытия, заменил «тай цзи» альтернативным понятием «тай сюань» – «Великая тайна», которому посвятил специальное сочинение – Канон Великой тайны (Тай сюань цзин). Мыслителями философского течения сюань сюэ («учение о таинственном»), в том числе Ван Би (3 в.), «тай цзи» отождествлялся с «отсутствием/небытием» (см. Ю – У). Кун Инда (8 в.) в противоположность Ван Би и его единомышленникам объяснил суть «тай цзи» с по мощью понятия «юань ци1» – «изначальная пневма». В основополагающем для неоконфуцианства лапидарном трактате Изъяснение плана Великого предела (Тай цзи ту шо) Чжоу Дуньи (11 в.) сопряг «тай цзи» с понятием «у цзи», восходящим к Дао дэ цзину и укоренившимся в даосизме, где оно выражает нерасчлененную и неисчерпаемую первозданность как «Отсутствие/небытие предела» («Беспредельное», аналог древнегреческого апейрона) или «Предел отсутствия/небытия». Представив космогенез следствием движения самого «тай цзи», Чжоу Дуньи положил начало трактовке последнего в китайской традиционной науке как «генотипа», или «преднебесной» (сянь тянь), априорной программы мировых трансформаций. Лу Цзююань (12 в.) истолковал антонимичное сопряжение «у цзи» и «тай цзи» в качестве последовательности – первичного и вторичного соответственно (по модели Дао дэ цзина: «наличие/бытие рождается из отсутствия/небытия»), а Чжу Си (12 в.) – как сущностное тождество. По Чжу Си, тай цзи есть совокупность всех «принципов» (ли1), единая и одновременно присутствующая в каждом человеке и каждой вещи, подобно отражению луны на всякой водной поверхности. Фэн Юлань (1895–1990) усмотрел в этой трактовке аналог идеи Блага у Платона и Перводвигателя у Аристотеля. В 20 в. Сунь Ятсен (1866–1925) использовал термин «тай цзи» для передачи западного понятия «эфир» (итай).
Как элемент общеметодологического «учения о символах и числах» «тай цзи» имеет не только смысловую, но и изобразительную ипостась, то есть выступает в качестве визуального символа, известного в трех различных видах: 1) пустого (белого) круга, выражающего тождественность «тай цзи» и «у цзи», 2) круга, разделенного на две половины и три концентрических пояса, зеркально противоположных друг другу по пустотности и заполненности (белизне и черноте) центрально-симметричных элементов, и, видимо, представляющего собой соединение закругленных до полукруга триграмм Ли (огонь, солнце, ян) и Кань (вода, луна, инь) (см. рис. 2), что выражает признание «тай цзи» следующим после «у цзи» этапом космогенеза, внутри которого уже произошло разделение инь и ян. Первый и второй виды идентифицируются соответственно с верхним и расположенным под ним кругами «Плана Великого предела», т.е. диаграммы, «изъяснением» к которой является трактат Чжоу Дуньи (см. рис. 3, 4). Прототипами этой диаграммы, соединяющей двоичную модель «инь ян» с пятеричной моделью «у син» (пяти элементов/фаз), отсутствовавшей в исходном для «тай цзи» тексте Чжоу и, были аналогичные мироописательные схемы, сложившиеся в даосской алхимической традиции: У цзи ту (План Беспредельного или План предела отсутствия/небытия) даосского наставника Чэнь Туаня (около 906–989), Тай цзи сянь тянь чжи ту (Преднебесный план Великого предела), входящий в Дао цзан (Сокровищницу дао) из даосского трактата, созданного не позднее середины 8 в., Шан фан да дун чжэнь юань мяо цзин ту (Планы чудесного канона высочайшего и величайшего проникновения в истинное начало). 3) К Чэнь Туаню также восходит получивший наибольшее распространение и мировую популярность третий вид изображения тай цзи в форме круга, состоящего из двух различно окрашенных «запятых» или «рыб», знаменующих собой циркуляцию роста и упадка с взаимным переходом в противоположность двух мировых сил – инь и ян, а также их внедренность друг в друга, представленную инородными точечными вкраплениями в их «головах». Диаграмма Чэнь Туаня под названием Сянь тянь тай ту (План преднебесного Великого предела) носила эзотерический характер и не имела широкого хождения, однака была узнана и передана Чжу Си его единомышленником ученым-нумерологом Цай Юаньдином (1135–1198).
Чжу Си связал данное изображение, на котором круг тай цзи соотнесен со странами света и соответствующими им гексаграммами и триграммами (гуа, см. рис. 5), с изображением тай цзи в «плане» Чжоу Дуньи, сделав эту идентификацию канонической. Хотя прототипы подобного S-образного символа (см. рис. 6) обнаруживаются в древнейших произведениях китайской материальной культуры, восходящих к неолиту, его последний (третий) вид был либо выработан, либо рассекречен и распространен в эпоху Сун (10–12 вв.), видимо, не без влияния буддийских мандал. Западные интерпретаторы (М.Гране, 1884–1941, за которым следовал, в частности, С.М.Эйзенштейн) усматривают в нем фундаментальную для всей мировой культуры схему логарифмической спирали (см. рис. 7), Н.Бор признал в нем наилучшую иллюстрацию для своего физического принципа дополнительности, а его современные изображения фигурируют в широком диапазоне символов и эмблем от флага Южной Кореи до рекламы пепси-колы.
Еремеев В.Е. Чертеж антропокосма. М., 1993
Чжоу Дуньи. Объяснение схемы Великого Предела. – В кн.: Буддийский взгляд на мир. СПб, 1994
Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Голыгина К.И. «Великий предел». Китайская модель мира в литературе и культуре (I–XIII вв.). М., 1995
Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998
Ответь на вопросы викторины «Философия»