КРИПКЕ, СОЛ ААРОН
КРИПКЕ, СОЛ ААРОН (Kripke, Saul Aaron) (р. 1940). Один из самых известных американских логиков и философов 20 столетия. Родился в семье раввина, бывшего одновременно преподавателем университета. Когда ему было 12 лет, он задался вопросом: «Откуда я знаю, что все мне это не снится?», на что отец ему сказал, что ответ на этот вопрос он найдет у Декарта. Это подтолкнуло юного Крипке к изучению философии. Его математическая одаренность проявилась еще в школьные годы. Получил образование в Гарвардском университете, свою первую работу по логике написал в 19 лет. По окончании университета он стал профессором университета Рокфеллера, позднее работал в Принстонском университете, стажировался в Еврейском университете в Иерусалиме (Израиль). В 1998 вышел на пенсию, но продолжает читать курс лекций. Среди его наиболее известных работ – Очерк теории истины (Outline of a Theory of Truth, 1975); Именование и необходимость (Naming and Necessity, 1980); Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке (Wittgenstein on Rules and Private Language, 1982).
С.Крипке получил известность в качестве одного из создателей семантики возможных миров (иначе реляционной семантики) для модальных логик, построенной в конце 50-х годов. Сама идея возможных миров была высказана еще Лейбницем при рассмотрении необходимых истинных утверждений, как истинных во всех возможных мирах, включая и действительный мир, а возможных истинных утверждений – как истинных лишь в некоторых возможных мирах. Однако Крипке не просто оживил идею Лейбница, но и дополнил ее понятием достижимости между возможными мирами. В семантике Крипке оценка истинности или ложности возможных и необходимых утверждений проводится в мирах, достижимых из данного мира, причем свойства самого отношения достижимости начинают играть существенную роль, определяя спектр различных типов модальности.
Разработанная Крипке каузальная (историческая) концепция имени предполагает возможность жесткой отсылки имени к предмету, когда имя (жесткий десигнатор) указывает на один и тот же объект во всех возможных мирах, в которых этот объект существует. Если же это условие не выполняется, то указание становится случайным. Усвоение носителями языка значений языковых выражений предполагает как знание процедур первоначального именования, так и передачу имени от одного носителя языка к другому. С точки зрения подобного подхода утверждение тождества с помощью жестких десигнаторов («Цицерон есть Туллий») будет необходимой истиной. Однако она будет истиной апостериорной, окончательно установленной только посредством эмпирического исследования. Эта апостериорная необходимость, по мнению Крипке, является метафизической необходимостью, совершенно независящей от какого-либо знания носителей языка о мире.
Вкладом Крипке в философию сознания является его аргумент против материализма в форме «теории тождества», когда каждый ментальный факт отождествляется с некоторым физическим фактом. Крипке утверждает, что единственным способом защитить это отождествление является использование апостериорного тождества, но такое тождество (например, отождествление боли с импульсом, вызванным раздражением рецепторов) может быть и случайным (контрпример – боль от необходимости лгать во имя добра).
Небольшая работа Крипке Очерк теории истины знаменовала собой новый этап в развитии теории истины после результатов А.Тарского, полученных еще в первой половине 20-го века. Крипке рассматривает истинность предложения как некоторый процесс, направленный на ликвидацию истинностных провалов, когда мы не в состоянии ответить на вопрос, истинно или ложно рассматриваемое предложение.
Не все результаты Крипке бесспорны. Его работа Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке была раскритикована многими авторами как не соответствующая историческому Витгенштейну. Влияние Крипке на современную философию существенно, однако многие его работы, к сожалению, существуют лишь в виде магнитофонных записей или в виде конспектов лекций.
Труды, кроме указанных в статье: Тождество и необходимость // Новое в зарубежной лингвистике, вып. XIII, М., 1982. С. 340–374; Загадка контекстов мнения // Новое в зарубежной лингвистике, вып. XVIII, М., 1986.
Владимир Васюков
Branch, T. New Frontiers in American Philosophy // The New York Times Magazine, August 14, 1977
Ответь на вопросы викторины «Философия»