АЛЕН
АЛЕН (Alain) (псевдоним Эмиля-Огюста Шартье, Emile-Auguste Chartier) (1868–1951), французский философ, литературный критик и публицист. Родился 3 марта 1868 в Мортань-о-Перш. Учился в коллеже, затем в лицее в Алансоне. Поступил в Высшую педагогическую школу, которую окончил в 1889. После получения степени агреже по философии (1892) преподавал в Понтиви, Лориане (1893–1900), в Руане (1900–1903), а затем в Париже, в лицее Генриха IV, где с 1909 по 1933 был профессором риторики; одновременно читал курс в коллеже Севинье. В политическую жизнь вошел в связи с делом Дрейфуса, приняв сторону дрейфусаров. С 1903 начал публиковать в газете «Dépêche de Rouen» под псевдонимом Ален ежедневные краткие статьи – «мысли по поводу», где высказывал свои взгляды в связи с теми или иными событиями. С 1906 по 1914 опубликовал более 3000 таких статей. Сотрудничал также в «Revue de la métaphysique et de la morale» (1893–1907), опубликовал сборник «мыслей» (Propos). Эта деятельность была прервана Первой мировой войной. На войне Ален провел два с половиной года; за это время написал книги Марс, или суждения о войне (Mars ou la guerre jugée, 1921); Восемьдесят одна глава о духе и страстях (Quatre-vingt-un chapitres sur l'esprit et les passions; опубликована в 1917, переиздана в 1941 под названием Элементы философии); Система изящных искусств (Système des beaux-arts, 1920). Демобилизовавшись, поселился в Ле Везине. В 1921 возобновил работу над Мыслями по поводу, вначале для издания «Libres Propos», затем для ряда газет. Большая часть этих материалов вошла позднее в сборники: Мысли об эстетике (Propos sur l'esthétique, 1924); Мысли о счастье (Propos sur le bonheur, 1925); Наброски о человеке (Esquisses de l'Homme, 1927); Мысли о политике (Propos de politique, 1934); Мысли о литературе (Propos sur la littérature, 1934); Мысли о воспитании (Propos sur l'éducation, 1932); Мысли о религии (Propos sur la religion, 1938); Чувства, страсти и знаки (Sentiments, passions et signes); Минерва, или О Мудрости (Minerve, ou de la Sagesse, 1939); Стражи духа (Les vigiles de l'esprit, 1942) и др. В то же время писал и более пространные произведения, где в связной форме излагал свои идеи: наряду с Системой изящных искусств это работы История моих мыслей (Histoire de mes pensées, 1936); Боги (Les Dieux, 1934); Беседы на морском берегу (Entretiens au bord de la mer, 1931). В 1930-е годы, чувствуя приближение новой войны, Ален организовал в сотрудничестве с П.Ланжевеном, З.Риве и Ж.Вави Комитет бдительности интеллектуалов-антифашистов, а через некоторое время открыто занял пацифистские позиции, видя в войне силу, дающую выход инстинктам и страстям, парализующим моральную ответственность. Радикальные политические взгляды Алена отражены в работах Гражданин против властей (Citoyen contre les pouvoirs, 1926); Элементы радикальной доктрины (Eléments d'une doctrine radicale, 1925).
Ведущие темы философии Алена – гуманизм и свобода. Человек в его понимании – субъект знания и действия, разумное, свободное и ответственное существо, наделенное волей к борьбе против насилия власти и отживших традиций. Будучи противником тирании во всех ее проявлениях (этим обусловлены его политические взгляды), Ален защищал свободу гражданина, право индивида на суждения. Воспитанный в традициях классической философии (главным образом Платона, Декарта, Канта) и Конта, видел в философии постоянно возобновляемое усилие духа, направленное на преодоление страстей. Идеи о восприятии, свободе, сущности и существовании предвосхитили некоторые положения экзистенциализма, а учение о творческом воображении послужило для Сартра одним из стимулов к написанию труда Воображаемое. В своих сочинениях Ален проявил себя как мыслитель, в оригинальной форме развивающий картезианский гуманизм, стремящийся, подобно Монтеню, помочь человеку стать хозяином своих страстей. Избранный Аленом способ изложения основан на представлении, что идеи не имеют устойчивого существования: в каждое мгновение они теряются и заново обретаются. С этим связан отказ Алена от построения философской «системы». Ален отвергал также звание философа, не желая входить в число «философов по профессии».
Творчество Алена оказало глубокое влияние на разные сферы французской культуры – литературу, философию, журналистику. Ряд его трудов был издан посмертно, в частности Письма о первой философии (Lettres sur la philosophie première, 1955) и Диалектика чувств (Dialectique des sentiments, 1971).
Умер Ален в Ле Везине близ Парижа 2 июня 1951.
Ирина Блауберг
Ален. Рассуждения об эстетике. Нижний Новгород, 1996
Ответь на вопросы викторины «Мифология»