КОНКУРЕНЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
КОНКУРЕНЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ (economic competition) – соперничество участников рыночного хозяйства за лучшие условия купли-продажи товаров.
Термин «конкуренция» происходит от лат. «конкурро» – сталкиваться. Речь идет о соперничестве, в котором, как принято считать, побеждают наиболее эффективные участники. Конкуренцию считают самым важным элементом рынка как хозяйственной системы. Именно благодаря конкуренции «невидимая рука» рынка вынуждает каждого участника хозяйственных отношений в погоне за личной выгодой производить экономические блага, нужные обществу.
В рыночном хозяйстве участниками конкурентной борьбы являются, прежде всего, фирмы, которые соревнуются друг с другом за рынок сбыта. Однако в конкуренции участвуют и отдельные люди – они соперничают на рынке труда, предлагая работодателям свой труд разной квалификации за различную заработную плату. Наконец, в рамках мирового хозяйства происходит конкуренция разных стран, каждая из которых стремится опередить другие страны (или догнать ушедших вперед) в борьбе за лучшие условия для своих граждан и для отечественных предпринимателей.
Некоторые обществоведы видят в конкуренции универсальный механизм, объясняющий развитие общества в целом – оно предстает как конкуренция социально-экономических систем и отдельных «правил игры». Эта идея восходит к трудам знаменитого австро-американского экономиста Фридриха фон Хайека, назвавшего конкуренцию «процедурой открытия».
Методы конкурентной борьбы в рыночном хозяйстве.
Экономисты выделяют четыре основные стратегии конкурентной борьбы, которые применяют фирмы.
1) «Силовая» стратегия, когда фирмы-соперники переманивают друг у друга клиентов, предлагая им товар по более низкой цене (по принципу «дешево, но прилично»). Крайним проявлением ценового соперничества является демпинг, когда продавцы начинают назначать цены на уровне издержек или даже еще ниже, отказываясь от прибыли. Такое, казалось бы, иррациональное поведение (его применяют, например, японские фирмы, осваивая новые зарубежные рынки) имеет смысл, поскольку победитель в ценовой конкуренции может, одолев соперников, взвинтить цены и наверстать потери. Однако этот путь опасен, поскольку ценовое соперничество может закончиться и обоюдным разорением конкурентов. Силовая/ценовая конкуренция преобладала до 20 в., пока фирмы были не очень крупными, а покупатели стремились, прежде всего, минимизировать свои расходы. В современном же рыночном хозяйстве преобладает неценовая конкуренция - конкуренция скорее за качество товара, чем за цену.
2) «Нишевая» стратегия, когда фирма делает ставку на высокую потребительскую ценность своего товара, не считая нужным бороться за низкие цены (по принципу «дорого, но очень качественно»). Клиентами таких фирм становятся не массовые, а элитарные покупатели. Завоевывая их симпатии, фирма захватывает определенную «рыночную нишу» – сегмент рынка покупателей с особыми запросами. Эта стратегия применяется, например, производителями модных товаров, когда высокая цена становится обязательным атрибутом престижного потребления.
3) «Соединяющая» стратегия, если фирма стремится индивидуализировать свои товары, варьируя стандартную модель в соответствии с заранее собранными заявками клиентов (по принципу «клиент доплачивает, чтобы фирма решила его специфические проблемы»). В результате достигается сочетание унификации базовых характеристик товара с максимальным разнообразием его дизайна и особых приспособлений. Именно так организован, например, рынок автомобилей в США: сначала местные торговые центры собирают заявки от покупателей, желающих приобрести новые автомашины с какими-либо особыми характеристиками (скажем, с тонированными стеклами или с вмонтированным аудиоплейером), затем прямо на заводском конвейере собирают автомобили «под конкретного клиента», используя как стандартные, так и особые узлы и агрегаты.
4) «Пионерная» стратегия, когда фирма ищет революционные технические и организационные решения, которые позволили бы привлечь покупателя и низкой ценой, и высоким качеством (по принципу «лучше и дешевле»). Этот путь многое сулит в случае успеха, но он весьма опасен, поскольку, приступая к научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам (НИОКР), трудно оценить даже вероятность успеха. Именно благодаря такой стратегии появляются принципиально новые товары или методы производства – конвейер, электрическая лампочка, шариковая ручка, вертолет, телевизор и т.д.
Все эти четыре метода конкурентной борьбы можно применять одновременно, однако обычно фирма делает ставку на какой-то один прием, используя другие как дополнительные. Наряду с перечисленными «честными» методами есть и многие «нечестные», запрещенные законом: промышленный шпионаж, коррупция, «черный пиар», торговое пиратство и др.
Конкуренция может вестись между производителями не только одинаковых или взаимозаменяемых товаров, но и между фирмами совершенно не связанных друг с другом отраслей. Поскольку реклама стала одним из важнейших условий реализации произведенных товаров (у некоторых товаров издержки рекламы составляют более половины продажной цены), то производители, например, «Кока-колы» и женских колготок могут ожесточенно конкурировать за рекламное время на телевидении и, в конечном счете, за увеличение доли своих товаров в потребительском бюджете населения.
Для общества наиболее полезной является «пионерная» стратегия, приводящая к революционным изменениям в хозяйственной жизни. Однако бизнес сам по себе эту стратегию использует не слишком часто: крупным фирмам-производителям революционные изменения опасны, поскольку они обесценивают ранее сделанные инвестиции, а мелким фирмам обычно не хватает финансовых ресурсов на НИОКР. Поэтому значительную долю риска по дорогостоящим пионерным разработкам принимает на себя государство – оно не только финансирует фундаментальные научные исследования, но и раздает заказы фирмам на разработку новых образцов некоторых товаров (чаще всего, военного назначения). Выиграв у конкурентов конкурс на государственный заказ, фирма может затем уже не «мелочиться», поскольку государство признает возможность значительного перерасхода запланированных средств из-за объективных препятствий.
Организация отраслевых рынков, складывающаяся в результате конкуренции.
Конкурентная борьба между участниками отраслевых рынков приводит к различным формам их организации.
Идеальному рыночному хозяйству соответствует модель совершенной конкуренции. Иногда ее называют сочетанием «полиполии», что в переводе с греческого означает «много продавцов», и «полипсонии», что означает «много покупателей». Совершенной конкуренцией является конкуренция, соответствующая ряду условий:
– полная свобода действий участников товарного производства – неограниченный доступ любого товаропроизводителя на рынок и свободный выход из него, абсолютно самостоятельное принятие хозяйственных решений;
– множественность участников товарного производства – продавцов и покупателей так много, что ни один из них не может сколько-нибудь существенно влиять на уровень рыночных цен;
– полное («совершенное») знание участниками рыночных сделок всей информации о рынке.
Нетрудно прийти к выводу, что одновременное выполнение всех этих условий (особенно, предпосылки о полном знании) весьма маловероятно. Действительно, совершенная конкуренция есть идеальная (высокой степени абстракции) модель, редко встречающаяся в реальной жизни. Однако эта модель полезна для экономической науки, поскольку с ее помощью можно понять, как работал бы «идеальный» рынок
Когда не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, то это называют несовершенной конкуренцией.
Есть несколько моделей несовершенной конкуренции продавцов, наиболее важными из которых являются монополия и олигополия. Монополия (в буквальном переводе «один продавец») – рыночная ситуация, когда единственная фирма полностью контролирует рынок выпускаемых ею товаров, единолично определяя уровень цен и объем продаж. Что касается олигополии (в буквальном переводе «несколько продавцов»), то в этом случае на рынке господствует малое число фирм, каждая из которых при формировании своей ценовой политики должна учитывать реакцию сильных конкурентов. Если анализировать рынок покупателей, то здесь тоже возможны ситуации, когда покупатель один (монопсония) или когда их число немногочисленно (олигопсония).
Таким образом, с высокой степенью упрощения, можно выделить девять различных потенциально возможных моделей организации отраслевых рынков, отличающихся степенью конкурентности продавцов и покупателей (см. Табл. 1). Крайние ситуации – абсолютная конкуренция (модель № 1) и двусторонняя монополия (модель № 9) – встречаются весьма редко. Реальные отраслевые рыночные обычно описываются промежуточными вариантами (модели № 2–8).
Таблица 1. ОБЩАЯ ТИПОЛОГИЯ МОДЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ | |||
Рынок продавцов Рынок покупателей |
ПОЛИПОЛИЯ |
ОЛИГОПОЛИЯ |
МОНОПОЛИЯ |
ПОЛИПСОНИЯ | 1 | 2 | 3 |
ОЛИГОПСОНИЯ | 4 | 5 | 6 |
МОНОПСОНИЯ | 7 | 8 | 9 |
Каждая из этих девяти моделей предполагает особые закономерности поведения продавцов и покупателей. Основное внимание экономисты обращают на ситуации конкурентной, монополистической и олигополистической организации рынка продавцов, предполагая, что среди покупателей господствует конкуренция (т.е. рассматриваются в основном модели № 1, № 2 и № 3).
Особый тип отношений конкуренции продавцов, не имеющий аналога среди типов конкуренции покупателей, – это монополистическая конкуренция. Основными чертами монополистической конкуренции является:
– присутствие в отрасли значительного количества фирм, каждая из которых монопольно производит один из похожих (но не одинаковых) товаров и контролирует небольшую долю потребительского рынка (примером может быть рынок газированных напитков, где конкурируют «Пепси-Кола», «Кока-Кола» и многие другие);
– в конкурентной борьбе используются, как правило, неценовые факторы – реклама, улучшение качества, условия продажи (сервис);
– существует, как и при совершенной конкуренции, полная свобода входа в отрасль и выхода из нее (фирма может сконцентрироваться на выпуске одного товара или легко и без потерь переключиться на выпуск других товаров под тем же брендом).
Монополистическая конкуренция наиболее часто встречается в реальной жизни: каждый товар продается во многих модификациях, каждая из них имеет некоторые уникальные особенности, но большинство близки друг к другу по потребительским свойствам.
Совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия образуют последовательность отраслевых рыночных структур, где каждая последующая характеризуется более низкой степенью конкуренции (см. Табл. 2).
Таблица 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР | |||||
Характеристики рынка | Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | |
Число фирм в отрасли | Очень велико (стремится к бесконечности) | Велико | Ограничено | Одна | |
Самостоятельность действий фирм | Мелкие фирмы действуют самостоятельно, поскольку невозможно предсказать реакцию многочисленных конкурентов | Крупные фирмы обычно согласовывают свои действия друг с другом | Единственная крупная фирма действует самостоятельно, так как ей не с кем считаться | ||
Барьеры для вступления в отрасль новых фирм | Отсутствуют | Слабые | Сильные | Непреодолимые |
В процессе развития рыночного хозяйства первоначально доминировали монопольные структуры (можно вспомнить, например, цеховое ремесло в средневековых городах, Ост- и Вест-Индские торговые компании в новое время). Эпоха капитализма характеризовалась усилением конкуренции. Однако в 20 в. снова возросла тенденция к монополизации производства.
Результаты конкурентной борьбы в рыночном хозяйстве.
Соперничество участников товарного производства является главным стимулом его совершенствования. Ведь для того, чтобы обойти конкурентов, каждый стремится предложить товар или лучшего качества, или производить его с более низкими издержками. Поэтому участие в конкурентной борьбе требует постоянного внедрения нововведений – технических и/или организационных. Если в доиндустриальных обществах, где конкуренция была слабой, изобретательство являлось уделом одиночек, то в современном рыночном хозяйстве каждый стремится открыть что-то новое и оригинальное, сколотив на этом состояние.
Другим результатом конкуренции становится имущественное расслоение товаропроизводителей: победители обогащаются, проигравшие разоряются. Участие в этом соперничестве становится в рыночном хозяйстве обязательным условием не только роста благосостояния фирм и отдельных людей, но и их элементарного экономического «выживания» (есть шутливый афоризм: «конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев»). Многие (но не все!) выдающиеся изобретатели и менеджеры становятся миллионерами (Томас Эдисон в США рубежа 19–20 в., Билл Гейтс в современной Америке, Святослав Федоров в постсоветской России). Зато среди бедных велика доля людей без образования и без творческих способностей.
Долгое время считалось, что механизм рыночной конкуренции ведет к победе наиболее совершенных видов товаров и методов их производства. Сторонники плановой экономики, правда, критиковали рыночную конкуренцию за ее стихийный характер, утверждая, что плановая система может лучше стимулировать внедрение инноваций. Однако опыт развития социалистического планирования отнюдь не доказывал преимуществ сознательного централизованного планирования перед стихийным механизмом конкурентной борьбы.
Значительная переоценка эффективности рыночной конкурентной борьбы началась среди экономистов-теоретиков в 1980-е в ходе дискуссии о так называемых QWERTY-эффектах.
В 1985 американский историк-экономист Под Дэвид опубликовал небольшую статью «Клио и экономическая теория QWERTY», посвященную формированию стандарта клавиатур печатающих устройств. Он доказал, что хорошо нам знакомая латинская QWERTY-клавиатура (QWERTY – первые буквы верхнего ряда) печатающих устройств есть результат победы менее эффективного стандарта над более эффективными. Дело в том, что когда в конце 19 в. в США разрабатывали клавиатуру для первых печатных машинок, то сознательно отдалили друг от друга наиболее часто встречающиеся буквы (иначе при быстром нажатии клавиш они могли сцепиться друг с другом). В 20 в. появились новые раскладки клавиатур, которые позволяют печатать много быстрее, однако по прежнему на печатающих устройствах остается старая QWERTY-клавиатура.
Изучение экономической истории технических стандартов показало необычайно широкое распространение QWERTY-эффектов едва ли не во всех отраслях. Хотя современная экономика давно глобализируется и унифицируется, однако в разных странах мира продолжают сохраняться разные технические стандарты, несовместимые друг с другом. Некоторые примеры общеизвестны – например, различия между левосторонним (в бывшей Британской империи) и правосторонним движением на дорогах разных стран, что заставляет автопроизводителей ставить на машины руль то слева, то справа. Другие примеры менее известны, как, скажем, различия в ширине железнодорожной колеи или в стандартах передачи электроэнергии в разных странах. Все это примеры того, как механизм рыночной конкуренции оказывается бессилен обеспечить вытеснение менее эффективного стандарта более эффективным.
Самая главная из новых идей, предложенных в развитие первоначальной концепции П.Дэвида, заключается в том, что победу изначально выбранных стандартов/норм над всеми другими, даже сравнительно более эффективными, можно наблюдать не только в истории развития технологий, но и в истории развития институтов («правил игры» в жизни людей). Например, доказано, что англо-саксонская система прецедентного права (common law) лучше стимулирует хозяйственное развитие, чем континентальная система кодифицированного права (civil law). Однако ни одна из стран с континентальной системой (включая Россию) не собирается переходить на более эффективную англо-саксонскую.
Главная причина QWERTY-эффектов в том, что рыночная конкуренция допускает только постепенную («шаг за шагом») победу более совершенных норм над менее совершенными. Когда же необходимо сразу и полностью («одним рывком») перейти с одного стандарта на другой, то здесь рыночная конкуренция оказывается бессильной.
Таким образом, рыночная конкуренция является мощным стимулом социально-экономического развития, однако во многих ситуациях она приводит к неоптимальному для общества результату.
Латов Юрий
Хайек Ф фон. Конкуренция как процедура открытия. – Мировая экономика и международные отношения. 1989, № 12
Азоев Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы. М., 2000
Портер М. Конкуренция. М., 2000
Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство. М., 2001
Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М., 2001