ТАНЗИМАТ
ТАНЗИМАТ (от арабск. танзим – упорядочение) (1839–1876). Середина 19 в. ознаменовалась в Османской империи проведением широкомасштабной программы реформ, подготовленных Мустафой Решид-пашой и утвержденных султаном Абдул-Меджидом, старшим сыном и преемником Махмуда II.
К 30-м годам 19 в. стало очевидным, что империя оказалась уже более не способна к противостоянию с любой из великих европейских держав. Махмуд II был вынужден признать полную независимость Греции (1826) и автономию Сербии, Валахии и Молдавии, расположенных на юго-востоке Европы. Суданский махди Мухаммед Али провозгласил независимость от Османской империи и захватил южную часть Аравийского полуострова, Сирию и юго-восточную Анатолию, разбив основные османские силы под Коньей на Анатолийском плоскогорье (1833). Только вмешательство европейских держав заставило его армию отступить.
По крайней мере до 1833 международные проблемы оставались основной преградой для проведения реформ внутри страны. В течение следующих шести лет (1833–1839) Махмуд II пытался проводить реформы. Его основные усилия были направлены на создание новой армии европейского типа (сегбан-и джедид). На основные посты в администрацию и армию пришли чиновники, получившие образование в новых технических школах. Были проведены фундаментальные реформы правительства и финансов. Была введена одежда западного стиля, которая стала обязательной для государственных служащих. В целом реформы, начатые или запланированные в эти годы, составили основу преобразований, проведенных в последующие годы, известные как период танзимата. Однако попытка использовать новую армию против Египта привела лишь к очередной победе Мухаммеда Али в битве при Незипе на юге Турции (1839). От поражения Османскую империю вновь спасло вмешательство европейских держав. Вскоре после этого Махмуд II умер. На трон вступил его сын Абдул-Меджид I.
Министр иностранных дел (1837-1838) Мустафа Решид-паша, служивший ранее послом Османской империи в Париже и Лондоне, понимал, что необходимо показать европейским государствам, что империя управляема и способна к преобразованиям, т.е. способна существовать в качестве независимого государства. В 1839 султан Абдул-Меджид обнародовал хатт-и шериф («священный указ»), объявлявший о начале реформ в империи, с которым перед высшими государственными сановниками и приглашенными послами выступил премьер-министр Решид-паша. Документ отменял смертную казнь без суда, гарантировал правосудие для всех граждан независимо от их расовой или религиозной принадлежности, учреждал судебный совет для принятия нового уголовного кодекса, отменял систему откупа, изменял методы комплектования армии и ограничивал срок военной службы. Хатт-и шериф как бы явился ответом на сомнения европейцев по поводу жизнеспособности Османской империи. Однако в 1841 Решид был отстранен от должности. В последующие несколько лет его реформы были приостановлены, и только после его возвращения к власти в 1845 они вновь начали претворяться в жизнь при поддержке британского посла Стратфорда Каннинга. Этот период в истории Османской империи включал реорганизацию системы управления и преобразование общества в соответствии с древними мусульманскими и османскими принципами терпимости. С другой стороны, тогда же большое внимание стало уделяться развитию светского образования, расширилась сеть школ, сыновья из известных семей начали обучаться в Европе. Многие османы стали вести западный образ жизни. Увеличивалось число издаваемых газет, книг и журналов, а молодое поколение получало более глубокое знакомство с западно-европейской культурой и усваивало новые европейские идеалы, что означало создание условий для взаимодействия с западными государствами не только в экономической, но и в культурной сфере.
Реформы были призваны способствовать ускорению экономического развития Турции, росту турецкой буржуазии, оздоровлению финансовой системы, созданию условий для буржуазного развития, а также развития науки, литературы и формированию турецкой интеллигенции. На первом этапе реформы касались устройства налоговой, финансовой, властной систем. На втором, объявленном в 1856, нововведения отвечали в значительной степени интересам иностранного капитала.
В области управления старая феодальная система была заменена новой строго централизованной административно-территориальной системой, созданной по французскому образцу. Функции центральной исполнительной власти были постепенно переданы вновь учрежденным советам, которые из простых консультативных органов превратились в министерства современного типа.
В области права «люди танзимата», как называли реформаторов, стремились гарантировать личную безопасность, уважительное отношение и неприкосновенность граждан независимо от их расовой и религиозной принадлежности, а также имущественного положения. Старая общинная система осталась в неприкосновенности, но немусульманские члены общины («райя») получили равные права с мусульманами, а старейшин и других местных правителей, пользовавшихся неограниченной и порой деспотичной властью, заменили выборными советами. Вводились новые гражданские кодексы, составленные по образцу европейских, хотя и сохранившие многие элементы старого исламского права.
Была введена регулярная система воинского призыва, и поскольку подданные-немусульмане получили равные юридические права, они стали призываться в османскую армию наряду с мусульманами.
Одновременно быстро росла внешняя торговля, но приток европейской промышленной продукции отрицательно сказался на финансах и экономике Османской империи. Импорт британских фабричных тканей разрушил кустарное текстильное производство и выкачал из государства золото и серебро. Еще одним ударом по хозяйству явились следствия подписанной в 1838 Балто-Лиманской торговой конвенции, по которой импортные пошлины на товары, ввозимые в империю, замораживались на уровне 5%. Это означало, что зарубежные коммерсанты могли действовать в империи на равных с местными купцами. В результате большая часть торговли в стране оказалась в руках иностранцев, которые в соответствии с «Капитуляциями» были освобождены от контроля со стороны чиновников.
Из-за сопротивления военных и чиновников, пользовавшихся изъянами старой системы для разного рода злоупотреблений, реформы оказались половинчатыми. Сыграла свою роль и общая оппозиция мусульман новым привилегиям, предоставленным немусульманам, так как большинство из них проводились из-за нажима со стороны европейских держав. При этом немусульманские меньшинства, с энтузиазмом воспринявшие юридическое равенство, пытались сохранить привилегии, полученные ими в прошлом в качестве компенсации за ограничение их прав, например освобождение от воинской службы.
В 1861 на трон вступил 32 султан Османской империи и второй султане периода танзимата Абдул-Азиз (1830–1876), брат Абдул-Меджида I . Сам по себе Абдул-Азиз был человеком слабым, готовым принимать реформы, пока он находился под влиянием сильных министров – Али-паши и Фуад-паши. После смерти Али-паши в 1871 вокруг Абдул-Азиза собрались менее способные министры, главным из которых был великий визирь Махмуд Недим-паша.
Европейские державы использовали свое влияние, чтобы укрепить собственные позиции в империи. Действовавшая через своего посла Стратфорда Радклифа Великобритания, а также Франция, как правило, стремились защитить территориальную целостность Османской империи, навязывая Абдул-Азизу новые реформы, в то время как Австрия, Россия и Пруссия пытались развалить Империю и воспрепятствовать проведению реформ. Махмуд Недим переориентировал внешнюю политику страны с Англии и Франции на Россию, чей посол в Стамбуле Н.П.Игнатьев приобрел значительное влияние на султана.
В области внутренней политики многие из реформ танзимата были приостановлены или игнорировались, государственная власть погрязла в кумовстве и взяточничестве, а расточительные расходы покрывались за счет полученных под разорительные проценты иностранных займов. Финансовая политика Махмуда Недима привела в 1875 к фактическому банкротству страны. В этот же период османы потерпели поражение от своих бывших балканских подданных в балканских войнах 1875–1876. В стране вызревало оппозиционное движение. В оппозиции танзимату находились представители нового слоя интеллигенции, «новые османы», во главе которых стояли писатели Зия-паша и Намик Кемаль. Новые османы требовали проведения демократических социальных реформ, модернизации системы управления и армии, введения конституционных ограничений на все еще сохранявшуюся автократическую власть султана и правящего класса. В результате, в 1876 Абдул-Азиз был низложен. Мидхат-паша и Авни-паша, руководители либеральной организации конституционалистов, провозгласили Конституцию. На трон они возвели Мурада V, старшего сына Абдул-Меджида, который оказался душевнобольным и всего через несколько месяцев был смещен, а на трон был возведен Абдул-Хамид II, еще один сын Абдул-Меджида.
Ответь на вопросы викторины «Знаменитые речи»