ЛАО-ЦЗЫ
ЛАО-ЦЗЫ, Учитель Лао, Старый Ребенок, Лао Дань, Ли Эр, Ли Боян, древнекитайский философ, мифологизированный основоположник даосизма и автор Дао дэ цзина («Канона Пути и благодати»), согласно традиционной историографии, родившийся в конце 7 – начале 6 в. до н.э. Древнейшая биография Лао-цзы содержится в разделе «Жизнеописания» (Ле чжуань) «Исторических записок» (Ши цзи, цз. 63) Сыма Цяня (2–1 в. до н.э.), где сообщается, во-первых, о его рождении в периферийном («варварском») южном государстве Чу, в котором сохранилась архаическая традиция шаманизма, по-видимому, ставшая первоисточником даосизма; во-вторых, о его службе в центральном из Срединных (исконно китайских) государств, в династийном домене Чжоу, историком-астрологом (ши9), хранившим дворцовый архив; в третьих, о прибытии к нему Конфуция, вопрошавшего о благопристойности (ли2) и в итоге сравнившего его с непостижимым драконом; в-четвертых, о его убытии в конце жизни в неизвестном направлении через пограничную заставу, начальнику которой Инь Си он оставил запись своего учения о Пути-дао и благодати-дэ в книге, состоящей из двух глав и пяти с лишним тысяч иероглифов (ныне отождествляемой с Дао дэ цзином); в пятых, о возможной идентичности с другим чусцем Лао Лай-цзы, бывшим современником Конфуция (ср. Чжуан-цзы, гл. 26) и сочинившим книгу из 15 глав о «деятельных проявлениях даосизма» (дао цзя чжи юн), или же с главным историком-астрологом (тай ши) домена Чжоу –Данем (иной иероглиф, нежели в имени Лао Дань), жившим в середине 4 в. до н.э.
Сам Сыма Цянь, определив Лао-цзы как «благородного мужа-отшельника» (инь цзюнь цзы, см. ЦЗЮНЬ ЦЗЫ), сформулировал две гипотезы о его загадочной биографии: либо он был одним из указанных персонажей, действовавших от начала 6 до сер. 4 в. до н.э., либо все они или по крайней мере двое из них – одно лицо, прожившее более 160 или даже более 200 лет благодаря искусству «совершенствования Пути-дао и пестования долголетия». В древнейшем классификационно-библиографическом сочинении И вэнь чжи («Трактат об искусствах и текстах»), включенном Бань Гу (33–92) в составленную по образцу Ши цзи первую династийную историю Хань шу («Книга [о династии] Хань», цз. 30), среди представителей даосской школы вместе с Лао-цзы из упомянутых Сыма Цянем названы Лао Лай-цзы и Инь Си (Гуань Инь-цзы – Учитель Инь с Заставы). Последний, согласно Бань Гу, оставил свой пост на заставе и последовал за Лао-цзы, а Го Можо (1892–1978) в 1934 идентифицировал его с Хуань Юанем, даосом 4 в. до н.э., который якобы и зафиксировал учение Лао-цзы в тексте Дао дэ цзина, который по непонятной причине прямо не отмечен в И вэнь чжи.
Первые сведения о Лао-цзы (Лао Дане) содержатся в текстах 4–3 в. до н.э.: Чжуан-цзы («[Трактат] Учителя Чжуана»), Ле-цзы («[Трактат] Учителя Ле»), Люй-ши чунь цю («Весны и осени господина Люя»), Сюнь-цзы («[Трактат] Учителя Сюня»), Хань Фэй-цзы («[Трактат] Учителя Хань Фэя»), Ли цзи («Записки о благопристойности»), и уже во 2 в. до н.э. его имя соединяется с именем мифического культурного героя Хуан-ди (Желтый император), образуя бином Хуан Лао, обозначающий родоначальников даосизма, а с рубежа н.э. начинается процесс мифологизации и деификации самого Лао-цзы.
Предпосылка этого заложена в возобладавшем над родовой фамилией и личным именем оксюморонном прозвище Лао-цзы, буквальное значение когорого – Старый Ребенок – связано как с легендой о его рождении седым 81-летним старцем, так и с принизанным аналогичными антиномиями и состоящем из 81 параграфа (чжан) текстом Дао дэ цзина, где общая апология детскости (§ 10, 28, 49, 55, 76) сочетается с авторским самоуподоблением младенцу (§ 20). В определении сознания («сердца» – синь) такого философа-ребенка (цзы) сходятся воедино две пары противоположностей: мудрость и глупость, элитарность и народность. Сердце совершенномудрого приравнивается к сердцу ребенка, глупца и всего народа (§ 20, 49).
На этой теоретической основе с 1 в. до н.э. стала происходить институализация даосизма в качестве религиозной идеологии эгалитаристских движений, выливавшихся в широкомасштабные народные восстания (крупнейшее – Желтых повязок в 184) и теократические структуры, первая из которых во главе с «Небесными наставниками» (тянь ши) возникла во 2 в. Патриархами этого направления («Пути-дао»), принадлежащие роду Чжан от Чжан Даолиня (1–2 в.) до наших дней, считаются получившими откровение от обожествленного Лао-цзы.
В текстах религиозного даосизма первых веков н.э. Лао-цзы, выступающий в качестве изначальной персонификации Пути-дао под именем Лао-цзюнь (Старый/Почтенный Государь), или Дао-дэ-тянь-цзюнь (Небесный Государь, [Воплощающий] Путь-дао и Благодать), описывается порождающим весь мир, во всех его духовно-божественных и телесных ипостасях, а также, возможно, под влиянием начавшего тогда проникать в Китай буддизма, регулярно перевоплощающимся в разных патриархов даосской, а затем и буддийской традиции. В соответствии с отраженным в Чжуан-цзы (гл. 13) пониманием мудреца как «некоронованного царя» (су ван) Лао-цзы впервые предстал в мифологизированной истории в виде Гуанчэн-цзы (Чжуан-цзы, гл. 11) – наставника Хуан-ди, якобы правившего в 27–26 вв. до н.э. В качестве собственно Лао-цзы он самозародился в 14 или 7 в. до н.э., создав тело собственной матери – «нефритовой девы» (юй нюй), проникнув в ее лоно в виде солнечной (ян) энергии, аккумулированной в пятицветной жемчужине, и пробыв там 81 год. Родившись под сливовым деревом, он принял фамилию Ли (Слива), обрел чудесный облик, включающий в себя золотое лицо, удлиненные мочки (признак мудрости) и выпуклость на темени, аналогичную индийской ушнише – одному из «32 признаков великого человека», считавшемуся в буддизме отличающим идеального (вселенского, священного, харизматического) царя чакравартина и будду, а также способность к превращениям, например в черного барана.
К 3 в. н.э. характерные для локальной чуской субкультуры мифологические представления о «западном рае» и обители бессмертных в сакральном центре мира на волшебной горе Куньлунь слились с образом «далекой Индии чудесной» (а также Парфии) и образовывали легенду (изложенную, в частности, Гэ Хуном, 3–4 в.) об уходе святого-бессмертного Лао-цзы на запад вместе со своим первым учеником Инь Си. В процессе конкуренции с буддизмом эта легенда развилась до представления о Лао-цзы как учителе и даже отце или мистическом прототипе Будды (Гаутамы Шакьямуни), которого стали называть «желтолицым (хуан мянь) Лао-цзы». Подобные взгляды были изложены в Лао-цзы хуа ху цзине («Канон о Лао-цзы, просвещающем варваров»), который был приговорен внуком Чингисхана, монгольским императором Китая Хубилаем (1215–1294) к сожжению. В секте Небесных наставников считалось, что воплощением Лао-цзы был анонимный автор древнейшнго мистического комментария к Дао дэ цзину, известный под псевдонимом Хэшан-гун (Господин с Берега Реки, 2 в.), а последний раз он явился в 142 и передал чудодейственные полномочия своему наместнику на земле – магу Чжан Даолину.
Сформировавшийся во 2 в. культ Лао-цзы особый размах приобрел при династии Тан (618–907), императоры которой носили фамилию Ли и считали его своим предком. В народных верованиях он считается покровителем заклинателей, кузнецов, ювелиров, точильщиков и мастеров по изготовлению пиал и палочек для еды.
Важнейшие атрибуты его иконографии – мантические символы Чжоу и («Чжоуские перемены», 8–4 вв. до н.э.) – гуа (триграммы, гексаграммы) и черный бык, верхом на котором он отправился на запад.
В 20 в. в Китае проблему историчности Лао-цзы и автора Дао-дэ цзина реанимировал философ и общественный деятель Лян Цичао (1873–1923). В ходе ее обсуждения одни ученые признали Лао-цзы Лао Данем, жившем в 7–6 в. до н.э. и наставлявшим Конфуция (Тань Лань, Гао Хэн, Люй Чжэньюй, Фэн Юлань, Го Можо), другие – Лао Данем, но жившем в 5–4 в. до н.э. (Гу Цзеган), а третьи – великим историком-астрологом Данем, также жившим в 5–4 в. до н.э. (Ло Гэньцзэ, Фэн Цзиньюань). Ма Сюйлунь идентифицировал его с Лао Пэном, почтительно упомянутом Конфуцием в Лунь юй («Обсужденные речи», VII, 1). При этом большинство специалистов вслед за Лян Цичао считают Дао дэ цзин написанным в 4 в. до н.э. самим Лао-цзы или его учеником.
Попов П.С. Китайский пантеон. СПб, 1907
Грубе В. Духовная культура Китая. СПб, 1912
Ян Хиншун. Древнекитайский философ Лао-цзы. М. – Л., 1950
Сыма Цянь. Избранное. М., 1956
Фань Вэнь-лань. Древняя история Китая. М., 1958
Го Мо-жо. Бронзовый век. М., 1959
Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М., 1966
Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970
Гэ Хун. Жизнеописания святых и бессмертных. Лао-цзы. Пер. И.С.Лисевича. – В кн.: Пурпурная яшма. М., 1980
Мифы народов мира, т. 2. М., 1982
Мистерия Дао. Мир «Дао дэ цзина». Сост., пер., исслед. А.А. Маслова. М., 1996
Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи), т. 7. Пер. Р.В.Вяткина. М., 1996
Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998
Великие мыслители Востока. М., 1998
Вэн-цзы. Познание тайн. Дальнейшее развитие учения Лао-цзы. Пер. с кит. Т.Клири. М., 1999
Лао цзы. Обрести себя в Дао. Сост. И.И.Семененко. М., 1999
Торчинов Е.А. Даосизм. «Дао дэ цзин». СПб, 1999
Люйши чуньцю (Весны и осени господина Люя). Лао-цзы. Дао дэ цзин (Трактат о пути и доблести). Пер. Г.А.Ткаченко. М., 2001
Ответь на вопросы викторины «Философия»