ЦЗЮНЬ ЦЗЫ
ЦЗЮНЬ ЦЗЫ. «Благородный муж», «совершенный муж»; исходное значение – «дитя правителя». Синонимы – «великий человек» (да жэнь), «гуманный человек» (жэнь жэнь). Норматив конфуцианской личности, впервые представленный в Лунь юе, носитель совокупности конфуцианских добродетелей. Противопоставляется «ничтожному человеку», «маленькому человеку» (сяо жэнь), воплощению эгоистического прагматизма, не способному выйти за рамки своей практической специализации («орудийности» – ци2) и преодолеть духовно-нравственную ограниченность. У Конфуция понятие «цзюнь цзы» соотносится с личностью правителя или представителя социальных верхов («благородный муж»); впоследствии оно приобретает более общий характер («совершенный муж»). В иерархии человеческих существ цзюнь цзы стоит ниже «совершенномудрого» (шэн1), но так же своей «благодатью/добродетелью» (дэ1) способен воздействовать на «маленьких людей», как ветер – на траву. Его важнейшее качество – «неорудийность» (бу ци), т.е., с одной стороны, духовно-нравствственная и поведенческая автономия, с другой – приверженность дао, а не предметным реалиям (ци2). Наделенный «знанием предопределения (мин1)», цзюнь цзы стоически держится своего пути, предполагающего активную деятельность при торжестве дао в Поднебесной и «сокрытость», удаление от дел – при отсутствии дао.
Конфуцианство в Китае. М., 1982
Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983
Личность в традиционном Китае. М., 1992
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999
Ответь на вопросы викторины «Философия»