АЛ-КИНДИ
АБУ ЮСУФ ЯКУБ ИБН ИСХАК АЛ-КИНДИ (конец 8 в. – между 860 и 879), ученый-энциклопедист, представитель арабоязычного перипатетизма, получивший титул «Философ арабов». Родился в конце 8 в. в Басре или Куфе (Ирак) в семье наместника халифа. Получил образование в Басре и Багдаде. Был фаворитом халифов ал-Мамуна (813–833) и ал-Мутасима (833–842), покровителей мутазилитов, представителей раннего калама. При Мутаваккиле (с 842) подвергался гонениям. Умер ал-Кинди в Багдаде между 860 и 879.
Ал-Кинди является автором около 250 трактатов по метафизике, логике, этике, математике, астрономии, медицине, метеорологии, оптике, музыке. Редактор переводов на арабский язык Метафизики Аристотеля, Географии Птолемея и работ Евклида; дал изложение Поэтики Аристотеля и Введения Порфирия; составил комментарии к Категориям и Второй аналитике Аристотеля, Алмагесту Птолемея и Элементам Евклида. Большинство работ ал-Кинди утеряно, но в 1930-х годах немецкий востоковед Х.Риттер обнаружил в Стамбуле рукопись, содержащую 29 трактатов ал-Кинди, многие из которых касаются вопросов «первой философии», логики, гносеологии: Трактат о количестве книг Аристотеля, О разуме, О первой философии, Рассуждения о душе и др. В 10–11 вв. некоторые сочинения ал-Кинди были переведены на латынь.
Обращаясь к книгам Аристотеля, позволяющим «усвоить философию», направить разум «к постижению истинной природы вещей и целей блага», ал-Кинди делит их на несколько групп. Первая охватывает книги по логике, вторая – по физике, третья – книги «о том, что существует само по себе, что не нуждается в телах, но что существует вместе с телами». К четвертой группе относятся работы «о том, что не нуждается в телах и совершенно не соединено с ними». Ал-Кинди перечисляет 8 книг, рассматривающих вопросы логики, и дает характеристику каждой из них. То же относится и к описанию 7 книг по физике и четырем трудам, касающимся учения о душе (О душе, О восприятии и воспринимаемом, О сне и бодрствовании, О долготе и краткости жизни), а также к Метафизике. Особо выделяет ал-Кинди работы Аристотеля, которые «хотя и относятся к рассуждениям о душе, но все же могут быть до конца поняты лишь после того, как рассмотрены вещи, совершенно не нуждающиеся в телах», т.е. после метафизики. К этим работам относятся книги по этике.
Определяя философию как самое возвышенное и благородное искусство, состоящее в «познании истинной природы вещей в меру человеческой способности», ал-Кинди выделял в ней «первую философию», или «науку о первой причине». Эта «первая философия» рассматривается «философом арабов» как наука, объясняющая единственность Аллаха, являющегося первой действующей и целевой причиной всего, искусным устроителем мира.
Следуя Аристотелю, ал-Кинди утверждал, что «извечное – это то, что вообще никогда не могло быть несуществующим». Существование извечного не обусловлено чем-то иным; не имеющее причины извечное не уничтожается и не изменяется, поскольку не является телом. В качестве такого не имеющего определения начала начал ал-Кинди называл материю, которая выступает как первичное по отношению к форме, порождающей видовые различия, творящей вещи, являющейся их потенцией. Не имеющее ни субстрата, ни атрибута, ни причины, ни рода, неизменное вневременное начало не постигается человеческим умом, не может стать предметом исследования, а значит и предметом философии, изучающей такие вещи, природу которых она может познать.
Ал-Кинди первым в исламском мире обратил особое внимание на философские труды Аристотеля. Он писал: «Нам не следует стыдиться одобрения и обретения истины, откуда бы она ни исходила... Для искателя истины нет ничего лучше самой истины, и не следует пренебрегать истиной и смотреть свысока на тех, кто ее высказал или передал». Обратившись к наследию Аристотеля, ал-Кинди стал основоположником перипатетизма на мусульманском Востоке.
Ал-Кинди. Трактат о количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии; О первой философии; Книга о пяти сущностях; Объяснения ближайшей действующей причины и возникновения и уничтожения. – В кн.: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»