Крылья Амелии
Она была влюблена в небо. Впервые сев в самолет, она «поняла, что должна летать сама». Целеустремленность и удивительное бесстрашие дали свои плоды: в 25 лет она побьет рекорд высоты среди женщин, а в 30 — в составе экипажа пересечет Атлантику. «Но вспять безумцев не поворотить», и вот уже через несколько лет она станет первой женщиной, в одиночку перелетевшей через Атлантику. А дальше будет мировой рекорд скорости перелета, трансконтинентальные полеты и сложнейший тихоокеанский маршрут. И это век тому назад, на заре развития авиации! Миллионы женщин по всему миру вдохновлялись ее примером, она еще при жизни стала кумиром современного феминистического движения. Но герои не живут долго, она не дожила даже до своего сорокалетия...
В 1937 выдающаяся женщина пилот Амелия Эрхарт исчезла. Никто не знает, когда, в каком месте и по какой причине потерпел крушение ее самолет.
Все началось 1 июня 1937 года в Майями. Амелия Эрхард со штурманом вылетела на краснокрылой Lockheed Электра в кругосветный полет по самому длинному экваториальному маршруту. Поначалу все шло великолепно, к концу месяца Эрхарт преодолела большую часть маршрута. Впереди был один из наиболее трудных отрезков пути от острова Лаэ в Новой Гвинее до крошечного тихоокеанского острова Хауленд. До острова самолет так и не долетит. Так 2 июля 1937 года начинается одна из самых загадочных страниц истории авиации.
Как только стало понятно, что самолет исчез, ВМС США приступили к спасательной операции. Несмотря на то, что это была наиболее масштабная операция за всю историю американского флота, она ни к чему не привела.
На днях все ведущие информационные агентства мира сообщили о начале новой экспедиции в поисках самолета Эмилии Эрхарт. При этом, мало кто уделил внимание научному аспекту экспедиции. Меж тем, этот фактор очень интересен.
Международная группа по восстановлению исторических самолетов, TIGHAR, собрала материальные и технические свидетельства местонахождения самолета. Исследователи надеются разгадать тайну с использованием новейших автономных высокоточных глубоководных технологий поиска.
Самоуправляемые автономные подводные лодки начнут поиск самолета Эрхард вокруг коралловых рифов, где она, как полагают, разбилась.
Шестикилометровый коралловый атолл Никумароро — всего лишь крохотная точка в Тихом океане. Но именно он в настоящее время — центр поиска одного из самых таинственных обломков в истории авиации — самолета Локхид Электра Амелии Эрхарт.
Десятки радиопередач, предположительно от Эрхарт, поступали в течение следующих двух недель после того рокового июльского дня. Означает ли это, что они совершили аварийную посадку и были еще живы? Но все эти сообщения до сих пор считались мистификацией. Рик Гиллеспи и его коллеги из группы TIGHAR смоделировали характеристики радиоволн 120 таких сообщений, чтобы понять, откуда они были отправлены. Они считают, что 57 сообщений из них были подлинными. Отследив их источник, можно было предположить, что самолет Электра приземлился на остров Никумароро в Тихом океане, который принадлежит республике Кирибати.
Иследователи считают, что самолет смог совершить вынужденную посадку на воду, но был поврежден в результате столкновения с коралловым рифом. Таким образом, отважный пилот и штурман оказались на безжизненном острове в полной изоляции. Удары прибоя в конце концов разрушили самолет, полностью уничтожив все следы.
На борту исследовательского корабля есть автономный подводный аппарат, который будет осуществлять запрограммированный поиск на глубине 1500 метров, используя гидролокатор для получения акустического изображения морского дна, сделанного с высоким разрешением. «Автономно-плавающий подводный аппарат будет нашим основным инструментом поиска», — говорит Гиллеспи. «Мы будем исследовать объекты, которые он находит с помощью привязного, дистанционно управляемого транспортного средства, оснащенного HD видеокамерами». Автономные подводные лодки используют технологию на основе лазера и гидролокатора для исчисления координат, чтобы определить их местоположение без GPS. Затем лодка всплывает на поверхность рядом с кораблем для загрузки сделанных фотографий через Wi-Fi. Технологии были впервые применены в двух экспедициях океанографического института Массачусетса. Одна экспедиция сделала съемку останков Титаника на морском дне в 2010 году, а другая обнаружила месторасположение обломков авиалайнера Air France в 2011 году.
Ученые считают, что группа TIGHAR столкнется с различными проблемами во время экспедиции: потоки на мелководье, как правило, сильнее, а видимость заметно ниже. Это означает, что гидролокатор сможет работать в значительно меньшем диапазоне дальности. Этот фактор усугубляется тем, что в такой динамичной среде нет оснований надеяться на то, что самолет мог сохраниться целиком или в виде больших фрагментов корпуса.
Основательность подхода и высочайший профессионализм дает повод надеяться на то, что экспедиция сможет пролить свет на тайну гибели одного из пионеров авиации — Амелии Эрхарт. И, очень может быть, что создателем фильма Амелия с Хилари Суонк и Ричардом Гиром в скором времени придется снимать вторую часть этой голливудской драмы, не менее интересную, и возможно, более трагичную.