СИГНАЛИЗАЦИЯ МОРСКАЯ
СИГНАЛИЗАЦИЯ МОРСКАЯ, системы связи, сигналов и знаков транспортных и прогулочных морских судов для передачи информации от судна к судну, между кораблем и берегом, а также от стационарных объектов к судну. В морской сигнализации используются радиотелефония, радиотелеграфия, визуальные и звуковые сигналы. Кроме радиотехнических средств, в ней применяются сигнальные флаги, прожекторы, светосигнальные фонари, сигнальные ракеты, туманные и другие сирены и гудки.
Международный код.
Хотя международная система условных знаков и сигналов, подготовленная специальной комиссией при министерстве торговли Великобритании, была разработана лишь к 1855, а опубликована в 1857, различные виды морской сигнализации создавались и использовались во многих странах и предлагались для всеобщего применения уже с начала 19 в. В годы Первой мировой войны практика многочисленных информационных контактов между судами различных государств показала, что принятый к тому времени Международный код неудовлетворителен. После этого в Англии был разработан усовершенствованный свод сигналов, который, став общепризнанным с 1931, действует и поныне. В его состав входят 4 стандартные системы подачи сигналов: радиотехническими средствами; сигнальными фонарями; с помощью семафорной азбуки (соответствующие сообщения передаются движением рук с флажками); флагами и вымпелами и их комбинациями, вывешиваемыми на фалах судовых и береговых мачт. В радиотехнических и световых системах используется Международный код Морзе (разумеется, в современных радиосредствах связь зачастую устанавливается просто голосом). В семафорной азбуке буквам алфавита соответствуют положения флажков в руках сигнальщика; специальные флаги и вымпелы на мачтовых фалах обозначают буквы, цифры и условные символы.
Хотя буквы и цифры формируются в каждой их этих систем своими методами (комбинациями точек и тире; положением флажков; видом флагов и вымпелов), все они основаны на Международном коде Морзе (см. также МОРЗЕ, СЭМЮЭЛ ФИНЛИ БРИЗ). При этом сообщения относительно просты. Нет нужды переводить их с одного языка на другой; к тому же на их передачу уходит относительно мало времени. Например, когда небольшое судно находится вдали от земли и не имеет возможности точно определить свое местоположение, оно запрашивает встречное крупное судно о кратчайшем пути к берегу, посылая простейший сигнал WU любым способом – кодом Морзе по радио, семафорной отмашкой или флагами на мачте. Согласно кодовому справочнику, WU означает «Каким курсом мне следовать к ближайшему берегу?» Допустим, что верный ответ должен гласить «Норд-норд-вест»; ему соответствует простой условный сигнал JUU.
Сигналы флагами на мачтах.
Первоначально Международный код сигналов был разработан лишь для флагов и их комбинаций на мачтах. Основой этого кода являются 26 прямоугольных флагов различного вида (каждый из которых соответствует определенной букве) и 10 клиновидных вымпелов с усеченным концом (каждый из которых соответствует определенной цифре от 0 до 9). Кроме того, в состав кода входят 3 остроконечных клиновидных вымпела (принятых в качестве повторителей или заменителей) и вымпел с красными и белыми полосами, именуемый кодовым или ответным. Обычно на мачтах поднимаются комбинации из 4 (или меньше) сигнальных флагов. Вымпелы-повторители используются для повторения первого, второго или третьего символа сообщения. Например, сигнал 1011 должен изображаться четырьмя флагами: означающим 1; соответствующим 0; первым повторителем; третьим повторителем. Первый повторитель дублирует первый флаг; третий повторитель дублирует третий флаг (который в данном случае уже повторил первый флаг). Таким способом можно изобразить любую комбинацию из четырех или менее букв или цифр. Для облегчения понимания словесного сообщения применяется фонетический алфавит, в котором каждой букве соответствует определенное слово: например, для буквы А выбрано слово «альфа»; для буквы B (латинского алфавита) – слово «браво» и т.д.
Радиотехническая сигнализация.
Правила, регламентирующие подачу радиосигналов на море и их частотные полосы, установлены в соответствии с договоренностью, достигнутой на международных конференциях по вопросам радиосвязи. Часть бывших диапазонов для пассажирских судов передана радиотелефонии. См. также РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ.
Международный свод сигналов (МСС – 1965). М., 1982
Серебряный Н.С., Жданов Б.Б. Справочник сигнальщика. М., 1983