КОЛЕЙЧУК, ВЯЧЕСЛАВ ФОМИЧ
КОЛЕЙЧУК, ВЯЧЕСЛАВ ФОМИЧ (р. 1941), русский художник, архитектор и теоретик искусства, мастер экспериментального дизайна.
Родился в деревне Степанцево (Московская область) 16 декабря 1941 в семье кадрового офицера. Учился в Московском архитектурном институте (1960–1966). Примыкал к группе «Движение» (1965–1967). Работал в Центральном НИИ теории и истории архитектуры (1970–1977), а затем во Всесоюзном НИИ технической эстетики (ВНИИТЭ). Испытал глубокое воздействие конструктивизма – как теоретическое, так и непосредственно-практическое, – поскольку не раз реконструировал для выставок известные лишь по фотографиям пространственные композиции А.М.Родченко и других мастеров.
Изначально соединил в своем творчестве работу художника и дизайнера, создавая самоценные арт-объекты, которые в то же время были нацелены на обновление среды в целом. Первой вехой на этом пути явилось оформление интерьера молодежного кафе «Синяя птица» (1964). Постоянно облекал свои замыслы в форму элегантных абстракций, трехмерных и нередко кинетических (объект Сфера, плексиглас, стекло, дерево, 1965, Третьяковская галерея; серия Невозможных объектов из дерева (треугольные варианты «кольца Мебиуса»), 1969–1970, Музей Циммерли Рутгерского университета, Нью-Джерси, США, и другие собрания; Стоящая нить, бронза, стальная проволока, плексиглас, 1970, собрание художника; Куб мгновенно-жесткий, дюралюминивые стержни и стальные тросики, 1971, Музей «Другое искусство» при Российском гуманитарном университете). Иногда ему удавалось устанавливать свои произведения в виде авангардных городских или интерьерных монументов (Атом, кинетическая композиция на площади Курчатова, 1967, не сохранилась; стержне-вантовая Птица в московском мемориальном Музее космонавтики, 1980–1981). В других же случаях они превращались в модели архитектурных конструкций нового типа (Самовозводящийся дом, 1969, собственность художника) либо в чисто «бумажные» футурологические фантазии (проект «тотального театра», синтезирующего технику с природой; 1970-е годы).
С 1981 включал в свои композиции и звуковой фактор («самонапряженные колокола» из полых металлических стержней, позднее вошедшие в театральное звукооформление (постановки театра «Сатирикон»; с 1995). Много занимался коллажем, разрезая на ленты и склеивая вновь (в сюрреально-смешанном виде) журнальные и рекламные фото. Разработал (в 1993) принцип «стереографики», процарапывая иллюзорно-объемные орнаменты на поверхности металла. Артистически-игровое на практике, в теоретических выкладках искусство Колейчука, напротив, отличается строгой рациональностью, умением четко формулировать практические дизайнерские цели. В 1970–1980-е годы опубликовал целый ряд статей в журналах «Декоративное искусство СССР», «Техническая эстетика», сборниках ВНИИТЭ, а также книги Мобильная архитектура (1973) и Новые архитектурно-планировочные структуры (в соавторстве с Ю.С.Лебедевым; 1978). Итоговой его публикацией явилась книга Кинетизм. Был удостоен Государственной премии 1999 за дизайн Центра международных юношеских игр (1998).
См. также РУССКОЕ ИСКУССТВО.
Колейчук В.Ф. Кинетизм. М., 1994
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»