КЛИНГЕР, МАКС
КЛИНГЕР, МАКС (Klinger, Max) (1857–1920), немецкий художник, представитель стиля модерн.
Родился в Лейпциге 18 февраля 1857. Учился в Академии художеств в Карлсруэ (1874–1875); с 1876 посещал классы берлинской академии. В 1879 совершил поездки в Мюнхен и Брюссель, где занимался в мастерской Э.Ваутерса. Был дружен с А.Бёклиным, испытав особенно сильное его влияние в годы пребывания в Риме (1888–1893). Жил в основном в Лейпциге, не считая лет, проведенных в Берлине (1881–1883), Париже (1883–1886) и Риме. В 1892 стал одним из создателей «Общества берлинских художников» и членом мюнхенского Сецессиона.
В раннем живописном творчестве Клингера доминирует романтический историзм (Смерть Цезаря, 1879, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Позднее в его вещах возобладал своеобразный «консервативный» модерн, полный поэтической, порой переусложненной фантазии, но сохраняющий традиционные приметы большой академической картины (Суд Париса, 1886–1887, Новая галерея, Вена; Синий час – с «бёклиновскими» по духу русалками на камнях среди моря, 1886–1890, Музей изобразительных искусств, Лейпциг; многофигурное Распятие, 1890, там же; огромный триптих Христос на Олимпе, 1897, Галерея австрийской живописи, Вена; триптих Воспоминание о Париже, Новая галерея, Вена).
Гораздо более новаторской явилась его графика – рисунки, офорты и акватинты. Сенсацию произвели уже два ранних цикла (оба – 1878), островыразительная Серия на темы Христа и Фантазии о найденной перчатке; последняя изо-повесть – о юноше, влюбившемся в странную одушевленную перчатку, – стала одним из ярких предварений сюрреализма. С другой стороны, в цикле Драмы (1883) – с изображением событий революции 1848 года и трагедий городского «дна» – наметилась линия будущей социально-экспрессионистской графики. Клингер умел также замечательно интерпретировать музыку, переводя ее в фигуративные, но достаточно ассоциативно-свободные, ритмически продуманные «секвенции» графических листов. Среди значительных серий мастера – Ева и будущее, Амур и Психея (обе – 1880), Парафразы к найденной перчатке (1881), Жизнь (1881–1884), О смерти (1-я часть – 1889; 2-я – 1898–1910), Фантазия Брамса (1890–1894), Шатёр (1915–1917). Возвысив графику на уровень современного романа, мастер обосновал ее выдающуюся роль в книге Живопись и рисунок (1891; русское издание – СПб, 1908). Если живопись, согласно Клингеру, базируется на законах материального мира, то «графитное искусство» (Griffelkunst) призвано выражать свободный полет фантазии.
Клингер внес также самобытный вклад и в скульптуру, пропагандируя полихромию, используя различные породы мрамора, золото, слоновую кость, бронзу, алебастр и раскраску. Для его пластики характерны мифологические ню (Саломея, 1893; Кассандра, 1895, Музей изобразительных искусств, Лейпциг) и героизированные портреты (эпически-масштабный Бетховен, 1902, там же; Фр.Ницше, мрамор, 1904, Эрмитаж, Петербург). Иногда Клингер сам создавал и рамы для своих картин, превращая их в сложные символические рельефы. В последние годы трудился над проектом колоссального монумента Р.Вагнеру, оставшегося неосуществленным.
С 1897 был профессором лейпцигской Академии художеств.
Умер Клингер в Гросс-Йене близ Наумбурга 5 июля 1920. В Лейпциге открыт дом-музей художника.
М.Клингер. – В кн.: Мастера искусства об искусстве, т. 5, кн. 2. М., 1968
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»